Собственно, не вчера мы узнали, что на празднование 75-летия высадки англо-американских войск в Нормандии и открытия второго фронта, не пригласят Владимира Путина. И сейчас просто появилось формальное подтверждение такой ситуации. Пятого и шестого июня главными действующими лицами торжеств будут Эммануэль Макрон, Тереза Мэй и, конечно, Дональд Трамп, который на каждой свадьбе стремится быть невестой.
Есть основания вновь говорить об очередной попытке переписать историю Второй мировой войны. В конце концов, можно как угодно относиться лично к российскому лидеру, приписывать ему наполеоновские планы установления мирового господства или желание нанести удар по традиционным западным ценностям, как только их обнаружат. Однако не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: Путин представлял бы в Нормандии не себя. А миллионы советских солдат, которые, спасая союзников, попавших практически в ловушку, ускорили операцию «Багратион» и удары по немецким войскам в Прибалтике, заставив нацистов срочно перебрасывать резервы с Запада на Восток.
А ведь положение лихо высадившихся на песчаные нормандские пляжи под вспышки фотографов союзных войск попахивало новым разгромом а-ля Дюнкерк. За две недели англичане потеряли свои элитные танковые части, а общие потери союзников превысили сто тысяч солдат. Немецкие танковые клинья прорвали оборону на стыке английских и американских войск. И Черчилль, смирив гордыню, истерично просил Сталина о срочной помощи.
Естественно, об этой стороне операции «Оверлорд» говорить не будут. А вот на описание «одной из главных операций Второй мировой» не пожалеют хвалебных эпитетов. Градус самовосхваления достигнет невиданных величин. И, конечно, зачем там Путин, который будет привлекать к себе внимание, отвлекать журналистов от персон Макрона и Мэй, которым так нужно хоть какое-то личное торжество на фоне всех последних провалов во внутренней политике. А ведь и до Нормандии могут добраться ударные силы «жёлтых жилетов».
К слову, заодно с Владимиром Путиным на праздник не пригласили, как повсеместно подчёркивается, и Владимира Зеленского. Казалось бы, причём тут Зеленский, который ещё путается в комнатах своей новой официальной резиденции? Может быть в Париже и Лондоне начитались украинских политиков, которые утверждают, что именно украинцы внесли решающий вклад в разгром нацистской Германии. Ведь как назывались четыре фронта, начавшие освобождение Европы? Правильно — украинские.
Но даже если следовать такой извращённой логике недоучек, то надо было ещё пригласить и Александра Лукашенко. Кто не помнит и о белорусских фронтах. На Западе не в последнюю очередь с подачи тех же украинских знатоков истории так же время от времени самым показным образом возмущаются тем, что, мол, Россия монополизировала победу. А потому и делаются попытки «расщепить» победу Советского Союза, растащить, а значит, и преуменьшить. Потому и ставят фамилию нового украинского президента рядом с именем Владимира Путина даже в случае их отсутствия в Нормандии.
Пять лет назад 70-летие высадки союзников дало повод для создания так называемого «нормандского формата», четырехсторонних переговоров по урегулированию положения в Донбассе. С тех пор прорыва не произошло. И мелкое сведение исторических счетов взаимного доверия в Европе в целом не прибавит. Но, как ещё говорил Талейран, если бы люди понимали друг друга, не было бы всемирной истории.