Во времена древних фараонов в Египте существовал культ кошек: паломники помещали мумифицированных животных вокруг статуй кошачьей богини Бастет вместе с записанными молитвами. Храм периодически очищался от этих мумий, которые затем хоронили в специальном некрополе. Греческий историк Геродот писал, что после смерти кошки египетская семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби. Кто ранил или убивал кошку, подвергался суровому наказанию.
В сегодняшнем Каире бывшие полубоги лишены привилегий: они гибнут под колёсами автомобилей, страдают от голода, болезней, жестокого обращения. Более того — уличные коты стали серьёзной проблемой для египетских элитных социальных клубов, которые сами арабы нередко называют «восхитительными параллельными мирами за защитными стенами».
Последние несколько месяцев самой горячей темой обсуждения среди египетских элит стало растущее число уличных кошек в их эксклюзивных социальных клубах, отмечает либеральный египетский политик Moхаммед Носсейр.
«Многие из наших элит занимаются оживлёнными дебатами, как лучше — избавиться ли от этих кошек (с риском увеличить количество мышей) или сохранить их, что может раздражать членов клуба», — отмечает он, добавляя, что представители египетской элиты живут и работают в изолированных и хорошо охраняемых районах. «Они обитают в закрытых комплексах, расположенных на удобном расстоянии от переполненной столицы и проводят свободное время в эксклюзивных социальных и спортивных клубах, которые предлагают сочетание отличных спортивных сооружений и широких зелёных зон отдыха для общения», — добавляет египтянин, разъясняя, что представляют собой социальные клубы.
Очевиден явный перекос в мышлении элиты страны, переживающей экономический кризис и страдающей от терроризма, несмотря на закупки властей оружия для большой войны. Однако милосердие к кошкам глубоко укоренено в египетском менталитете не только из-за фараонов, но и религиозного воспитания. И ситуация с животными — один из показателей нынешнего общества. Как отмечают эксперты, каждый египтянин должен был рассказывать своим детях знаменитые хадисы пророка Мохаммеда, а они, в свою очередь, помнить: «некая женщина была наказана из-за кошки. Она держала её взаперти до тех пор, пока та не умерла. Так вошла она из-за неё в Ад. Она не кормила и не поила её, и не дала ей возможности питаться земными тварями».
Кроме того, потомки кошек, которым поклонялись древние египтяне, все ещё находятся в Каире, и не нужно далеко смотреть, чтобы их увидеть. Египетская мау — одна из пород, которую чествовали древние и которая часто встречается на улицах Каира. При этом за границей котёнка, которого травят в клубах, можно продать за $500–1500. В 2017 году американцу удалось перевезти 14 бездомных собак и кошек из Каира в Нью-Йорк через Egypt Air. Правда, тогда заплатили не ему, а он, поскольку делал это, если верить СМИ, исключительно из гуманных побуждений.
Периодически тема противостояния элитных клубов и общества выходит за рамки арабской улицы и региональных газет. Благодаря публикациям в английской прессе получил всемирную известность элитный спортклуб «Гезира» в Каире. Только журналистов привлекли не его поля для гольфа и теннисные корты, которые выглядят настоящим оазисом в самом сердце одного из самых переполненных городов планеты, а эмоциональные протесты местных жителей, которые митинговали под стенами клубами.
Поводом послужили действия сотрудников клуба. Они, по словам известного египетского блогера, «забивали, травили, душили в мешках и сбрасывали в мусорные контейнеры сотни бродячих кошек». Персонал мотивировал это соображениями гигиены и безопасности, однако правозащитники отмечали, что могут поверить в то, что кошка могла «поцарапать двухлетнего ребёнка», но отказываются воспринимать доводы клуба, мол, «животное нанесло раны взрослому мужчине, в результате которых он был госпитализирован».
Через год каирцы митинговали уже в районе Замалек перед спортивным клубом «Аль-Ахли». Генеральный менеджер клуба в эфире популярного телешоу «Аль-Ашира Масаан» отверг все обвинения в убийстве животных, заявив, что они наняли некую компанию для вывоза досаждающих животных в другое место.
«Я отказываюсь назвать это резнёй. Мы не убивали животных, мы только дали им лекарство», — сказал он, подразумевая снотворное.
Однако тогда к толпе присоединилось несколько сотрудников, которые заявили, что не знают о жалобах членов клуба на кошек, но даже если бы они были, то это не повод лишать животных жизни. Египетская пресса тогда не поддержала митинги. Как писали активисты, некоторые обозреватели сравнили такое поведение с действиями «Исламского государства», а затем абстрактно стали рассуждать об опасности «Братьев-мусульман» (обе организации запрещены на территории РФ). Ряд журналистов довели ситуацию до абсурда — из их статей читатель на полном серьёзе мог сделать вывод, что кошки сами себя забросали камнями.
За всю историю подобных протестов, а их было немало, ни один элитный клуб не был привлечён к юридической ответственности. Как отмечает портал Al Bawaba, власти Египта и владельцы объектов, пользующиеся покровительством местной элиты, рассматривают отравление бездомных животных как обычное дело и в основном используют стрихнин, приводящий к болезненной и затяжной смерти. Несмотря на усилия различных активистов по спасению кошек, приюты для животных практически не финансируются и не получают частных пожертвований из-за проблем в египетской экономике.
В то же время, как отмечает журнал Egypt Today, правозащитники, в том числе работающие в социальных клубах, активизировали свои усилия «по повышению осведомлённости населения о правах животных». Существует несколько организаций (EMRO, ESMA, SPARE), которые пытаются помочь решить проблему уличных кошек Египта. Они заявляют, что достигли прогресса по сравнению с тем, что было пять лет назад. Но всё-таки неясно, какой процент египтян следует их рекомендациям, среди которых — оставлять пластиковые контейнеры с водой и мыть пустые банки из-под тунца, чтобы они «не привлекали бездомных кошек и не ранили их рот».