Служба безопасности и разведки (ASIO) Австралии активно расследует все случаи иностранного вмешательства в дела страны. Об этом заявил директор ведомства Майкл Бёрджес после ряда сообщений в местных СМИ, согласно которым офицер китайской разведки просил политического убежища в Австралии в обмен на предоставление разведданных. Параллельно в Канберре обсуждают то, что Пекин, как кажется, пытался проникнуть в австралийский парламент, внедрив туда «своего» человека.
ASIO утверждает, что в СМИ появляются сведения, к которым ведомство относится очень серьёзно.
Австралийцы могут быть уверены, что ASIO ранее уже была извещена о том, что было рассказано, и активно это расследует. Враждебная деятельность со стороны иностранных разведок несёт реальную угрозу нашей стране и её безопасности. ASIO продолжит противостоять иностранному вмешательству и шпионажу на территории Австралии, — добавил Бёрджес.
Заявление такого тона со стороны директора национальной разведки стало первым за несколько лет. Оно прозвучало после того, как в эфире 9-го австралийского телеканала появился назвавший себя Ван Лицяном мужчина. Он выступил с утверждением, что ведёт в Австралии шпионскую активность в пользу КНР. По его словам, он передал ASIO 17-страничный документ, в котором подробно изложил суть своей деятельности в Австралии. В связи с этим мужчина попросил в стране политического убежища.
Он дал интервью и другим СМИ. По его словам, в его задачу входил сбор информации о сторонниках протестных акций в Гонконге. Для этих целей, как утверждал Ван Лицян, сотрудники одной из китайских разведслужб были «внедрены во все университеты, включая студенческие организации и прочие студенческие группы».
Я говорил с ними о патриотизме, призывал любить страну, — приводят слова Ван Лицяна австралийские СМИ.
Однако надолго агента не хватило. Подобной деятельностью он пытался заниматься и на Тайване. На территории Австралии же выходец из КНР «был непосредственно вовлечён в серию разведмероприятий и принимал в них участие», в том числе проводя встречи с неким руководителем шпионской сети в стране.
Сюжеты в СМИ позже привлекли внимание премьер-министра Австралии Скотта Моррисона. Его пресс-служба сообщила, что руководство страны восприняло данные об иностранном вмешательстве «очень серьёзно». Глава правительства сообщил, что в Австралии предприняли все меры по оснащению разведывательных и силовых ведомств для защиты национальных учреждений и ведомств, а также мирных жителей. По его словам, в числе мер — назначение единого государственного координатора по противодействию иностранному вмешательству и формирование целевой группы по обеспечению честности выборов.
Официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан заявил, что СМИ и политический истеблишмент Австралии хотят исказить картину. Ван Лицян, по его оценке, является беглым преступником, который находится в розыске.
Ван Лицян подозревается в мошенничестве и скрывается от правосудия. Представленные им так называемые паспорт КНР и удостоверение жителя Гонконга являются фальшивыми. Китайские правоохранительные органы продолжают расследование по этому делу, — сказал дипломат.
По словам Гэн Шуана, даже после того, как Пекин сообщил Канберре о статусе Ван Лицяна, австралийская сторона отказалась скорректировать свою позицию и не предприняла никаких попыток, чтобы сбавить напряжённость вокруг «агента».
Впрочем, это не единственный «шпионский» эпизод, появившийся в последнее время в отношениях между Австралией и Китаем. В минувшие выходные в эфире австралийского ТВ вышел выпуск о том, что представители китайских спецслужб предлагали миллион долларов торгующему элитными автомобилями предпринимателю и члену либеральной партии из Мельбурна Нику Чжао — в обмен на то, что он выдвинет свою кандидатуру на выборах в федеральный парламент. Есть гипотеза, согласно которой Чжао всё-таки связался с Австралийской службой безопасности и разведки (ASIO) для того, чтобы сообщить о странном интересе китайского разведсообщества. Позже его нашли мёртвым в номере отеля в Мельбурне.
В совокупности ряд этих эпизодов может оказать серьёзнейшее влияние на законодательство Австралии, которая, судя по всему, остаётся уязвимой для агентов с другого континента.