Китай подминает ШОС и берёт Кремль в свидетели

Мир 09 июня, 2018 / 18:17

9 июня в китайском Циндао открылся двухдневный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В мероприятии принимает участие президент России Владимир Путин. На полях саммита российский лидер встретился с президентами Монголии, Ирана, Пакистана, Таджикистана и Узбекистана. Днём ранее Путин провёл переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином.

Фото: kremlin.ru

Судя по сообщениям китайской прессы, Пекин уделяет мероприятию повышенное внимание и преподносит его как отправную точку для совершенно качественно нового уровня взаимодействия между всеми странами-членами. Telegram-канал «Пул N3», который ведёт журналист из кремлёвского пула, опубликовал интересное наблюдение за тем, что сейчас творится в Циндао.

Саммит ШОС среди международных, в которых участвует Россия, самой низшей весовой категории. Не двадцатка и даже не АТЭС, но китайцы к нему подготовились по максимуму. Пресс-центр уровня G20, разблокированный насколько тут это возможно Интернет, шаттлы до медиа-центра от восьми отелей, надписи на русском и даже говорящие по-русски волонтёры на информдосках. Как иллюстрация: в каждом шаттле из гостиницы не просто водитель, но еще волонтёр и полицейский. Для пущей безопасности. Мы за километр до медиа-центра попали под перекрытие и решили дойти пешком, так полицейский весь взмок от ответственности — вдруг с нами что-то случится по дороге.

Китайское государственное агентство «Синьхуа» написало, что в Китае рассматривают саммит ШОС как площадку для продвижения китайских интересов. Как сказано в сообщении, и прошедший недавно Боаоский азиатский форум, прозванный «восточным Давосом», и нынешний саммит ШОС, и планируемую конференцию китайско-африканского сотрудничества необходимо рассматривать как часть одного процесса реализации проекта «Одного пояса и пути».

Фото: kremlin.ruПрезидент РФ Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин, президент Монголии Халтмаагийн Баттулга (слева направо)

«С ростом мощи и международного влияния Китай всё более уверен в том, чтобы выдвигать новые идеи по глобальному управлению», — прокомментировал саммит в Циндао профессор Цзо Фенгронг из партийной школы ЦК КПК.

Напомним, что сегодня в ШОС входят Китай, Индия, Пакистан, Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Иран, Белоруссия, Монголия и Афганистан имеют статус наблюдателей. Главная задача ШОС, согласно уставным документам, это быть площадкой для консультаций по безопасности, мировому экономическому развитию.

Алексей Маслов, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ:

— Китайцы ещё с момента основания в 2001 году рассматривали ШОС как инструмент легитимизации собственных геополитических инициатив. Тогда КНР не могла себе позволить проводить в разных регионах мира собственную линию, навязывать свою повестку дня, даже в Средней Азии, и для этого нужна была ШОС.

Несколько лет назад Пекин пересмотрел своё отношение к организации. Он выдвинул проект «Один пояс и один путь» как самостоятельный китайский и сосредоточился на нём, а к ШОС несколько потерял интерес. Но вскоре выяснилось, что к инициативе «Одного пояса и пути» многие страны относятся скептически, опасаясь стать лишь обслуживающей китайцев стороной. Те же страны Средней Азии не захотели быть участниками исключительно китайского проекта. В Пекине поняли сложности продвижения «Одного пояса и пути» и решили вновь действовать через ШОС. Китай сегодня хочет постепенно спутать свою инициативу и ШОС.

Надо сказать, что такого не позволяет себе ни одна страна. Скажем, у России есть собственный проект — Евразийский экономический союз. Но Москва всегда говорила, что ЕАЭС и другие страны должны сотрудничать, а не все присоединиться к ЕАЭС. Китай же действует иначе, что неудивительно: проект «Одного пояса и пути» — это личная инициатива Си Цзиньпина, от успеха реализации которой зависит лояльность к нему руководства КНР. Так что эффективность использования ШОС для продвижения китайских интересов — это вопрос выживания для Си Цзиньпина.

Сейчас Китай хочет использовать ШОС для декларации собственных идей, например идеи расчёта между странами в национальных валютах. При этом под этим подразумевается формула «юань и все остальные», которая будет работать на китайскую экономику. Одновременно Китай будет стараться игнорировать и отодвигать в сторону государства, которые с такой концепцией не согласны, в том числе Индию.

На мой взгляд, идея сделать ШОС инструментом строительства «Одного пояса и пути» не сможет реализоваться. Скажем, Россия положительно относится к китайскому проекту, но при этом настаивает на взаимодействии «Одного пояса и пути» с ЕАЭС и выступает против растворения своего проекта в китайском.