Китайцы наступают на сирийский Идлиб

Мир 03 августа, 2018 / 14:19

На протяжении всего сирийского конфликта отношения между Пекином и Дамаском не прерывались — дипломатическое представительство КНР продолжало свою работу, как и посольство РФ. Китай выдавал кредиты сирийскому правительству и поставлял грузы военного назначения в армию — камуфляж, снаряжение, транспорт и некоторые лёгкие виды вооружений.

Китай следит за ситуацией в Сирии и после победы войск Асада на юго-западе готов принять участие в операции по борьбе с террористами в Идлибе, заявил посол КНР в Дамаске Ци Цяньцзинь в интервью изданию Al Watan Daily. Китайские уйгуры участвовали в боевых действиях против Башара Асада и сейчас сохраняют присутствие в провинции Идлиб, где помимо сил умеренной оппозиции также сосредоточены радикально настроенные отряды. «Среди сепаратистов есть члены Исламской партии Туркестана (The Turkistan Islamic Party, TIP, в России известна как Исламское движение Восточного Туркестана. — News.ru), организации джихада, стремящейся создать исламское государство в Синьцзяне, — цитирует дипломата Middle East Media Research Institute (MEMRI). — Партия ведёт террор против властей в Китае, а также отправила боевиков в Сирию воевать против режима Асада». Её бойцы ранее тесно сотрудничали с группировками джихада, связанными с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) и активны в основном в районе Идлиба и в Туркменских горах на севере Латакии, добавил Ци Цяньцзинь.

MEMRI также цитирует китайского военного атташе Вонг Рой Чанга: он отметил продолжающееся сотрудничество между сирийской и китайской армиями, опроверг присутствие военных советников и спецназа, но указал, что ситуация в Идлибе требует «политического решения».

По итогам десятого раунда межсирийских переговоров в «астанинском формате» спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев заявил, что речи о проведении широкомасштабной операции в Идлибе не идёт. «Поэтому мы призвали умеренную оппозицию активно взаимодействовать с турецкими партнёрами, с Россией, чтобы угроза не только в адрес российских военнослужащих на авиабазе Хмеймим, но и в адрес сирийских правительственных войск на линии соприкосновения полностью отсутствовала», — сказал он, добавив, что тогда отпадёт необходимость проведения каких-то операций.

Фото: kremlin.ruРоссийские военнослужащие на авиабазе Хмеймим

Пропаганда Исламской партии Туркестана менее заметна, чем деятельность других радикальных групп, но у организации также есть свои специалисты в области медиа. 21 мая партия выпустила видео «Хиджра к Аллаху», в котором призвала мусульман Запада к «вооружённому джихаду». Авторы ролика цитируют Усаму бен Ладена и напоминают о терактах 11 сентября. Это не первое видео с отсылкой к методам «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) и её стилистике. При этом показательно, что Исламская партия Туркестана начала активно публиковать ролики после того, как структура «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ), которая первоначально интегрировала в себе радикальные и связанные с «Аль-Каидой» группы, публично дистанцировалась от мирового террористического бренда. «Очевидно, что будущее ХТШ сводится к двум вариантам — к расформированию структуры или отказу от идеологии радикализма и дрейфу к фракции, похожей на подразделение Сирийской свободной армии. Фактически руководство ХТШ последнее время проводит целенаправленную политику на разбавление радикальной идеологии структуры — в её составе сохраняются люди, связанные с «Аль-Каидой», однако некоторые предпочитают самостоятельность», — отмечает News.ru источник в светской сирийской оппозиции, знакомый с ситуацией.

Члены Исламской партии Туркестана воевали вместе с ХТШ и формально не выходят из этой структуры, опасаясь арестов или уничтожения, однако подчиняются не руководству ХТШ, а своему эмиру в Афганистане и дислоцируются преимущественно в Джис эш-Шугуре, добавляет он. В 2018 году партия отправила новый руководящий состав из Афганистана в Сирию, и нет никаких данных о том, что она прекратила связи с «Аль-Каидой», отмечает FDD’s Long War Journal.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/HandoutБоец Исламской партии Туркестана

1 августа крупнейшие фракции умеренной сирийской оппозиции в Идлибе достигли соглашения об объединении в структуре «Джабхат Аль-Ватания лиль-Тахрир» (Национальный освободительный фронт). Как отмечают представители светской сирийской оппозиции, повстанцы могут без боя сдать Джис эш-Шугур и ряд районов северной Хамы, при этом вряд ли они и Анкара готовы к большим потерям. При сохранении перемирия у «Джабхат Аль-Ватания лиль-Тахрир» есть все шансы подавить радикальные отряды при поддержке Турции — такой процесс требует времени, но он уже идёт.

Китайские военные вряд ли примут участие в военных операциях в Сирии, но, видимо, они активно лоббируют операцию в Джис эш-Шугур, которая готовится и может начаться вне зависимости от заявлений Александра Лаврентьева, отмечает News.ru руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семёнов: «Именно там расположена база уйгурской Исламской партии Туркестана». КНР может оказать Дамаску помощь в проведении операции, включая финансовую стимуляцию. В целом Пекин ищет возможность вложиться в процесс реконструкции Сирии, но ясно, что китайцы будут делать это прицельно — то есть инвестировать лишь в те объекты, которые способны принести прибыль, заключает Семёнов.