Пандемия коронавируса грозит всерьёз переформатировать не только мировую экономику, но и привычные дипломатические связи. Фактор распространения COVID-19 из Китая уже осложнил и без того непростые отношения Вашингтона и Пекина, а сейчас непосредственно влияет на Евросоюз, усиливая давно наметившийся внутри него раскол.
Очередным поводом для обсуждения кризиса европейской дипломатии стал недавний скандал в связи с публикацией в китайской газете China Daily письма послов стран — членов ЕС. Как удалось выяснить журналистам, из итогового текста под давлением Пекина был убран фрагмент, касающийся происхождения вируса. Более того, это оказался не первый подобный случай. Незадолго до инцидента с письмом послов Европейская служба внешних связей (ЕСВС) уже изменяла текст своего доклада о том, как Китай распространял дезинформацию о коронавирусе. Сделано это было после неоднократных звонков из Пекина. Европейские чиновники, впрочем, отрицают факт давления КНР в этом случае. А вот относительно письма глава ЕСВС Жозеп Боррель признал ошибку, пообещав, что подобное больше не повторится.
Проблема, однако, по мнению аналитиков, куда глубже простых противоречий между ЕС и Китаем. Речь, в первую очередь, идёт о несогласованности действий в рамках ЕСВС. Созданное 10 лет назад ведомство отвечает за проведение совместной внешней политики государств Евросоюза: своего рода общеевропейское Министерство иностранных дел. Однако, подобно другим мощным бюрократическим институтам, этот орган в итоге выявил больше внутренних трений, нежели способствовал скоординированной работе.
В последние годы мы наблюдаем, как всё больше и больше государств-членов работают самостоятельно, по собственной инициативе и без согласования с Брюсселем, — отмечает в этой связи бывший генсек ЕСВС Пьер Вимон.
За примерами несогласованных действий европейцев далеко ходить не надо. В частности, в ЕС нет единства мнений по поводу того, какую сторону конфликта стоит поддерживать в ливийской гражданской войне. Внешнеполитические ведомства Германии и Франции в данном случае влияют на ситуацию гораздо больше, чем почти не проявляющая себя ЕСВС. Ещё менее внятной выглядит ситуация с Ираном: после выхода США из так называемой ядерной сделки её европейские участники декларативно вроде бы попытались сохранить соглашение. Однако по факту чёткого общего курса не наблюдается, а Тегеран шаг за шагом снимает с себя обязательства, предусмотренные договором.
Ситуация вокруг коронавируса лишь усилила внутриевропейские противоречия. Глава британского МИД Доминик Рааб, например, заявил о необходимости задать Китаю «сложные вопросы» о происхождении заболевания. Соединённое Королевство, впрочем, уже не входит в ЕС, но и одна из ключевых стран союза — Франция — придерживается примерно того же мнения, фактически обвиняя Пекин в сокрытии информации. «Прогибание» ЕСВС под китайскую цензуру на этом фоне выглядит ещё более тревожным сигналом для общеевропейской дипломатии.
При этом бывший британский дипломат Йен Бонд уверен, что Европейская служба внешних связей не сможет занять более жёсткую позицию по отношению к КНР именно из-за необходимости её согласования между 27 государствами — участниками ЕС. Если, например, президент Эммануэль Макрон может себе позволить откровенные и неудобные для Пекина заявления, то многие страны — нет, поскольку больше, чем Франция, зависят от Китая в экономическом плане.
Осложняет положение и то, что в ЕСВС, задуманной в качестве репрезентативного общеевропейского органа, наблюдается серьёзный кадровый дисбаланс. Бывшие работники Службы отмечают, что страны — члены ЕС зачастую отсылают в ведомство тех специалистов, которых не могут отстранить от дипломатической работы, но не хотели бы видеть в своём МИД. Подобное обстоятельство наглядно характеризует отношение к ЕСВС. В Службе работает порядка четырёх тысяч человек, при этом больше половины из них — граждане пяти стран: Бельгии, Германии, Испании, Италии и Франции. В таких условиях говорить о каком-то полноценном и равномерном представительстве государств ЕС в ЕСВС не приходится.
Все эти обстоятельства, акцентированные скандалами с китайской цензурой, ставят перед Евросоюзом серьёзный вызов относительно перестройки общей дипломатической работы. Выработка единой позиции критически важна и для дальнейших отношений ЕС с КНР. Сейчас стороны готовят инвестиционное соглашение, которое планируют подписать в декабре. Однако у европейцев есть ряд предварительных условий. Среди них — более широкий доступ западных компаний на китайский рынок, прозрачное государственное субсидирование и обязательства Пекина по устойчивому развитию, включая предотвращение негативных климатических изменений (масштабные вредные выбросы в атмосферу — одна из основных претензий ЕС к КНР). Запланированная мартовская поездка в Китай главы Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен из-за пандемии COVID-19 была перенесена на июнь. Ожидается, что летом переговоры между Брюсселем и Пекином в любом случае возобновятся — хотя бы в онлайн-режиме. ЕС же пока необходимо выработать целостную стратегию на китайском направлении и не допустить, чтобы дипскандалы отразились на конкретных проектах.