Каталония приближает конфликт

Мир 25 октября, 2017 / 17:20

Король Испании Филипп VI объявлен персоной нон грата в каталонском городе Жирона, где сильны позиции сторонников независимости Каталонии. Такое решение большинством голосов во вторник вечером принял городской совет Жироны, сообщили 25 октября региональные издания Nacional и Ara. Помимо этого статус персоны нон грата в Жироне на этом же голосовании получил полномочный представитель правительства Испании в Каталонии Энрик Мийо.

Горсовет Жироны заявил также об отказе поддержать действие статьи 155 Конституции Испании, о вступлении в силу которой до этого объявил премьер-министр страны Мариано Рахой. Ранее сообщалось, что леворадикальная каталонская партия «Кандидатура народного единства» предложила властям Барселоны объявить короля Испании Филиппа VI и всех членов королевской семьи персонами нон грата, но городской совет Барселоны отклонил это предложение.

Фото: globallookpress

Как сообщал портал News.ru, председатель правительства королевства Мариано Рахой заявил, что запускает 155-ю статью Конституции, которая ранее никогда не применялась. С её помощью Мадрид хочет освободить от должностей Карлеса Пучдемона и членов каталонского правительства и в течение шести месяцев объявить о проведении досрочных выборов в региональный парламент. Предполагается, что до тех пор функции каталонского правительства будут исполнять представители центральных властей. Эти меры теперь должен утвердить сенат Испании, заседание ожидается 27 октября.

Пучдемон назвал решение Мадрида «унижением» Каталонии и нападением на демократию, обвинил короля Филиппа VI в поддержке этих агрессивных шагов и созвал заседание каталонского парламента, предложив ему принять решение о дальнейших действиях. Заседание назначено на 26 октября.

Фото: globallookpress

24 октября первый заместитель председателя Сената (верхней палаты парламента) Испании Педро Санс предложил главе женералитета Пучдемону провести дебаты с членами правительства пиренейского королевства на заседании в парламенте 26 или 27 октября. «Для Сената была бы честь принять главу Каталонии, чтобы он мог поучаствовал в дебатах тут», — сказал Санс. Со своей стороны официальный представитель каталонского правительства Жорди Туруль заявил, что Пучдемон хотел бы лично выступить в Мадриде, однако это может оказаться невозможным «по техническим соображениям». «Пока мы не получим (от Сената. — News.ru) окончательного расписания, в которое уже не будут вносить изменения и которое можно было бы совместить с пленарным заседанием парламента (Каталонии. — News.ru), ничего сказать нельзя», — сообщил Туруль.

Министр образования, культуры и спорта, официальный представитель испанского правительства Иньиго Мендес де Виго в интервью изданию The Times отметил, что правительство Испании может использовать силу для восстановления порядка в Каталонии в том случае, если сепаратисты будут выступать против мер по урегулированию ситуации в регионе. В свою очередь Робер Казенова, лидер Комитета за самоопределение Северной Каталонии, действующего во французском департаменте Восточные Пиренеи на границе с Каталонией, уже заявил, что готов предоставить лидеру Каталонии Карлесу Пучдемону базу для создания каталонского «правительства в изгнании» в случае, если кабинет министров Испании отстранит его от должности.


Доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули, специально для News.ru:

— Пока мы видим, что стороны двигаются в сторону эскалации, а не компромисса. С одной стороны, на ближайших заседаниях парламента Каталонии, скорее всего, будет подтверждено ранее декларированное требование о независимости. С другой — испанцы, по всей видимости, ждут этого, чтобы перейти к более активным действиям. Если бы они хотели возникшую паузу использовать для целей деэскалации, то могли бы, не дожидаясь созыва каталонского парламента, что-то предложить. Но этого не происходит, и каждая сторона считает, что она выиграет от эскалации.

Для каталонских сепаратистов, которые, в общем-то, этот референдум проиграли и по закону, и политически (в референдуме, даже по заявлениям властей автономии, приняли участие 2,28 млн из 5,31 млн имеющих право голоса каталонцев), выгодно поднимать ставки и заострять конфликт, чтобы увеличить поддержку общественного мнения.

Вообще, конечно, удивительная история — всё-таки на таких постах люди должны быть аккуратнее, а Пучдемон действует безответственно. Поэтому поднятие ставок для него — единственная возможность сохранить своё имя в истории как борца за независимость, а не политического лузера, который довёл ситуацию до крайности. Всё-таки на стороне испанцев и право, и силовые компоненты власти. Поэтому они чувствуют, что имеют и право, и возможность сместить Пучдемона с компанией, как только он совершит окончательный заступ за черту и однозначно провозгласит независимость.

Мадрид явно пока не хочет идти на компромисс, но он предполагает его с другими, уже будущими каталонскими должностными лицами. То есть власти страны ратуют за роспуск нынешнего состава парламента Каталонии и оставляют некую позитивную перспективу, связанную не с упразднением каталонской автономии, а с перевыборами и установлением диалога с будущим созывом. Возможно, они даже готовы дать им дополнительные прерогативы, хотя их, на самом деле, осталось не очень много, если каталонцы проявят себя умеренно. Но если всё будет идти по нарастающей, то сложно сказать, что будет.

— Решение горсовета Жироны подогревает напряжённость?

— Этот шаг ни на что не влияет, но говорит испанцам о том, что каталонская элита манипулирует мнением избирателей. В конце концов, это решение местного муниципалитета, то есть части элит, которая будет отвечать за этот шаг.

— То есть вы не исключаете силовой сценарий?

— К сожалению, не исключаю. Как ни парадоксально, задача каталонцев заключается в том, чтобы он произошёл. Только в таком случае у них есть шанс на выигрыш. Если Мадрид действует мягко, просто упраздняет нынешний парламент и объявляет перевыборы, и народ Каталонии молчит, то повода для эскалации нет. Но если в Каталонии начинаются акции неповиновения, а за ними, как это почти всегда бывает, силовые контакты и первые жертвы, начинается механизм эскалации, желание мщения. С одной стороны, в этом случае каталонцы могут сплотиться вокруг сепаратистов и начать какие-то единичные акции протеста, с другой — испанцам придётся более жёстко действовать, и вот тут как раз для таких безответственных политиков, как Пучдемон, появляется некое пространство для манёвра. В случае эскалации он всё больше будет позиционировать себя легитимным представителем всего каталонского народа, который борется против кровожадного Мадрида.