Каталония готовится к массовому неповиновению

Мир 23 октября, 2017 / 17:07

Заседание, на котором глава правительства Каталонии Карлес Пучдемон может провозгласить независимость автономии от Испании, пройдёт в четверг, 26 октября. Об этом пишет El Pais со ссылкой на итоги заседания парламента региона. В самом парламенте заявили, что главной темой заседания будет «ответ на агрессию, связанную с введением статьи 155 Конституции».

Фото: globallookpress

В субботу председатель правительства королевства Мариано Рахой заявил, что запускает 155-ю статью Конституции, которая ранее никогда не применялась. С её помощью Мадрид хочет освободить от должностей Пучдемона и членов каталонского правительства. «Мы просим Сенат принять следующие меры: первое — приостановить полномочия президента женералитата Каталонии, сместить с поста вице-президента и остальных членов кабинета правительства Каталонии», — заявил испанский премьер Мариано Рахой. По его словам, данные посты затем «будут переданы учреждениям, назначенным правительством».

Фото: globallookpress

Генеральный прокурор Испании Хосе Мануэль Маса предупредил, что провозглашение независимости Каталонии может привести к тюремному заключению главы региона Карлеса Пучдемона. Согласно испанскому законодательству, за данное преступление главе автономии может грозить до 30 лет тюремного заключения. Кроме того, власти королевства хотят проведения выборов в автономии в течение полугода.

Сенат Испании должен одобрить предложенные правительством меры 27 октября. Официальный представитель Еврокомиссии (ЕК) Маргаритис Схинас, комментируя принимаемые испанскими властями меры, заявил, что введение прямого управления в Каталонии — это конституционное право Мадрида.

Фото: globallookpress

Пучдемон назвал намерение Мадрида отстранить от власти женералитат региона атакой на демократию и призвал местный парламент собраться на заседание, чтобы обсудить этот вопрос. В ответ на выступление премьер-министра Испании Мариано Рахоя о запуске 155-й статьи жители Каталонии устроили протест «пустых кастрюль», выйдя на балконы своих домов и стуча ложками о посуду. Число участников такой акции протеста не уточняется, но, по сообщениям газеты La Vanguardia, она была многочисленной и затронула многие районы региона.



Как сообщило агентство Europa Press, каталонская партия «Кандидаты за народное единство» призвала к гражданскому неповиновению в знак протеста против мер, которые принимает правительство Испании для урегулирования кризиса в регионе.

Эксперты отмечают, что Мадрид решился активно выступить против инициаторов референдума при одобрении Евросоюза, поскольку в Брюсселе видят усиление сепаратистских тенденций в других странах ЕС. Поскольку пример Каталонии может спровоцировать попытки организовать референдумы о независимости в других странах. Так, глава «Лиги Севера» и претендент на пост премьер-министра Италии Маттео Сальвини сразу же выступил с инициативой провести 22 октября в северных итальянских областях Венето и Ломбардия референдум о предоставлении регионам большей автономии.

Фото: globallookpress

Результаты прошедших в воскресенье плебисцитов показали, что львиная доля населения являются сторонниками независимости регионов: более 98% проголосовавших в Венето и 95% в Ломбардии высказались за расширение автономных полномочий региональных властей. Референдумы в Венето и Ломбардии носят консультативный характер и не оказывают никакого прямого и немедленного эффекта на их статус. При этом налицо — запущенная тенденция регионализма и, по сути, переосмысление государственного суверенитета исторических наций. Некоторые эксперты считают, что силовые действия в день голосования в Каталонии подняли конфликт на другой уровень, поэтому не исключают эффекта домино для национальных государств.


Политолог Павел Святенков, специально для News.ru:

— Если испанские власти пойдут на военное решение, то, скорее всего, такой сценарий спровоцирует национально-освободительную борьбу и создаст проблемы для Испании на долгие годы. В этом смысле более рационально вести переговоры и дать ту или иную форму расширения автономии, чтобы каталонские власти могли говорить: мол, не достигли независимости, но зато сделали шаги в этом направлении. Такие меры предпринимались в Бельгии, которая стала федерацией, хотя изначально имела унитарную форму устройства. Широкий статус в рамках Канады получил Квебек.

В данном случае, если бы испанские власти пошли на диалог и сделали шаги, которые демонстрировали учёт части интересов каталонцев, то возникло бы некое неустойчивое равновесие при сохранении единства. Если же испанские власти будут действовать жёстко, то очевидно, что они встретят отпор. А как правило, национальное унижение запоминается надолго. В 70-е годы, когда все считали, что Австралия — независимое государство, генерал-губернатор (лицо, официально представляющее монарха и осуществляющее его полномочия главы государства) сместил лейбористское правительство и назначил на пост премьер-министра представителя коалиции национал-либералов. После чего нижняя палата парламента была распущена и состоялись досрочные выборы, на которых национально-либеральная коалиция победила. Акция привела к тому, что возникло влиятельное республиканское движение, выступающее за разрыв с монархией. Произошло этому именно потому, что генерал-губернатор, назначаемый королевой, жёстко превысил свои полномочия.

Заявление премьер-министра королевства о желании Мадрида освободить от должностей членов каталонского правительства, которое затем смягчил глава МИД Испании, — теоретически жёсткий шаг, причём не ясно, насколько он конституционный. В конституции говорится о возможности приостановки автономии и о том, что испанское правительство может напрямую отдавать приказы органам власти автономного региона. Но нигде не написано, что испанские власти могут упразднить власти региона или распустить парламент. Испанские власти пытаются продемонстрировать твёрдость и намерение бороться за сохранение единства страны, но посмотрим, до чего они дойдут. Гипотетически лобовое столкновение возможно, если они перебросят в регион армию и полицию, но, как я уже сказал, унижение не забывается, и тогда у них будет длительная проблема с каталонской независимостью со всевозможными диверсиями и террористическими акциями.

Что касается референдумов в северных итальянских областях Венето и Ломбардия, то регионалисты учли опыт Каталонии и провели консультативный референдум за расширение автономии. Они не выходят из состава Италии, и в данном случае всё законно.

Вообще сепаратисты в Европе сделали вывод из каталонского кризиса — они поняли, что Европа сейчас не готова признать независимость таких областей, которые стремятся быть государствами. Оно и понятно: если Евросоюз становится местом, где разваливаются все государства, то по логике надо из него выходить. В дальнейшем в Европе можно ожидать усиления сепаратистского движения, и для регионалистов и центральных властей в таком случае промежуточное решение — расширение автономии.