Как ОАЭ сделали из разведчиков США своих агентов

Мир 01 февраля, 2019 / 10:29

Бывшим сотрудникам американских силовых ведомств скоро запретят заниматься лоббированием интересов любых иностранных правительств. С законотворческой инициативой, которая озаглавлена как «Закон о предотвращении лоббирования со стороны директоров разведывательных служб» (Intelligence Directors Lobbying Prevention Act). Внесение законопроекта совпало с расследованием Reuters, согласно которому бывшие сотрудники американского Агентства национальной безопасности (АНБ) не только консультировали Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), но и работали на них, пытаясь вести слежку за американцами.

С инициативой по запрету бывшим сотрудникам спецслужб заниматься консалтингом других государств выступили конгрессмены от Демократической партии. Запрет, вероятно, будет носить пожизненный характер. Причиной стали результаты расследования спецпрокурора Роберта Мюллера, согласно которым экс-помощник президента США Майкл Флинн вел лоббистскую деятельность в интересах турецкого руководства.

«Учитывая отношения генерала Флинна с Россией и с Турцией, мы должны обеспечить, чтобы главы разведывательного сообщества не лоббировали интересы другой нации и не ставили под угрозу интересы национальной безопасности США, — цитирует издание The Hill конгрессмена от Техаса Хоакина Кастро. — Это правильная вещь с точки зрения национальной безопасности Соединённых Штатов, это разумно — сохранить самые высокие этические стандарты разведывательного сообщества».

Презентация законотворческой инициативы совпала с материалом Reuters о работе проекта Raven — секретной команде бывших членов американского разведсообщества, куда вошли около двух десятков специалистов, завербованных ОАЭ. Деятельность группы была сфокусирована на слежке за теми, кто перешёл дорогу Абу-Даби. Это как боевики террористических группировок, так и правозащитники и оппозиция, критикующие действия аравийской монархии. Сотрудники Raven жили в специально оборудованном для работы особняке в Абу-Даби, который назывался «Виллой». Позже проект пришлось переименовать в DarkMatter.

Фото: Wiktor Dabkowski/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Про проект стало известно благодаря Лоре Страуд — бывшей сотруднице АНБ, которую завербовали спустя две недели после того, как она покинула американское ведомство. Она провела 10 лет в АНБ, сначала в качестве обычного сотрудника (с 2003 по 2009 годы), а затем в качестве подрядчика для гигантской компании по технологиям Booz Allen Hamilton (с 2009 по 2014 годы). Её специальность — поиск уязвимости в компьютерных системах иностранных правительств, таких как Китай, и анализ, какие данные представляют ценность. В 2013 году всё резко поменялось: по словам Страуд, работая на Гавайях, она сделала роковую ошибку — посоветовала привлечь в свою команду техника Dell — Эдварда Сноудена, который позже раскрыл масштабы слежки АНБ за системами связи, которыми пользуются граждане США и других стран. Одними из самых громких его разоблачений стали документы о засекреченном суде FISA, который упрощал и делал легальным сбор чувствительной информации, и программе PRISM, благодаря которой АНБ могло подключаться к центральным серверам девяти крупнейших американских IT-корпораций.

«Он бывший сотрудник ЦРУ, местный и "чист"», — вспоминает Страуд свои аргументы в пользу трудоустройства Сноудена. После того, как он предстал перед миром, Страуд лишилась работы.

В ОАЭ её ждала другая работа, которая однажды перешла все красные линии. Страуд и другие американцы, которые принимали участие в работе Raven, получили задания по слежке за американскими гражданами. В Абу-Даби говорили, что наблюдение необходимо из-за угрозы терроризма со стороны экстремистов и что они сотрудничают с Соединёнными Штатами в этой борьбе. Однако знали ли власти США, что на их территории осуществляется слежка со стороны одного из главных ближневосточных союзников, остаётся под вопросом. Федеральное бюро расследований (ФБР) сейчас изучает, не утекли ли в ОАЭ секретные методы АНБ и не были ли они применены против средств коммуникаций США. Страуд предпочла сотрудничать со следствием.