Президент России Владимир Путин приехал в Крым и запустил две тепловые электростанции для энергетической свободы полуострова от Украины. Лояльные власти байкеры из клуба «Ночные волки» развернули под Севастополем российский флаг рекордных размеров. Россияне по всей стране в рамках флешмоба танцуют «Севастопольский вальс». В то же время на Западе по-своему встречают пятую годовщину крымского референдума, хотя, конечно, для описания ситуации по-прежнему используют слово «аннексия». Портал News.ru собрал наиболее интересные зарубежные публикации, посвящённые этой дате.
Сообщая о мероприятиях и торжествах, посвящённых присоединению черноморского полуострова, иностранные обозреватели по традиции упоминают о санкциях.
«Электростанции... были частично запущены в прошлом году, но в понедельник (18 марта. — News.ru) был ознаменован момент, когда они начали работать на полную мощность. Эти объекты были в центре международного скандала после того, как немецкая инжиниринговая компания Siemens заявила, что её энергетические турбины были установлены на ТЭС без её ведома и в нарушение санкций Европейского союза. Россия это отрицала», — отмечает агентство Reuters.
Немецкое издание Deutsche Welle указывает, что две запущенные Путиным электростанции — часть систематических мер по инвестициям в инфраструктуру полуострова, которые принимала Москва после референдума, и напоминает про строительство Керченского моста. В то же время издание делает акцент на негативном влиянии, которое «аннексия Крыма» оказала на российскую экономику.
«После аннексии стоимость российского рубля по отношению к доллару снизилась примерно вдвое», — подчёркивает Deutsche Welle.
Экономические и политические последствия присоединения Крыма и изменения настроений россиян — одна из главных тем, которые сейчас обсуждают на Западе в связи с пятой годовщиной присоединения полуострова.
«Аннексия Крыма, цветущего полуострова, который долгое время был излюбленным местом отдыха россиян, способствовала укреплению популярности Путина у себя дома и укрепила позиции Москвы на Чёрном море», — пишет Associated Press.
Но сейчас, продолжает издание, настроения изменились: «большинство россиян продолжает поддерживать аннексию, но она уже не улучшает настроение… Это показывает растущую осведомлённость общества о расходах на Крым».
Изначально решение по Крыму прошло для России и Владимира Путина практически безболезненно, «если не учитывать соображения международного права и человеческой порядочности», оценивает Bloomberg.
«В обмен на относительно небольшую утечку государственных финансов в России и сдержанное западное возмущение режим Путина получил редкое сокровище: подлинный, эмоциональный, энергичный скачок в общественной поддержке».
Сейчас, продолжает Bloomberg, посткрымский энтузиазм исчез, будучи подорван пятилетним падением доходов населения. И теперь Путину не доверяют не только мировые лидеры, которые после «аннексии» поняли, что Россия ненадёжный партнёр, но и россияне.
«Если операция в Крыму была вспышкой злого блеска и удачи сорвиголов, то самоуверенность в конечном итоге оказалась в ловушке. Мир и, вероятно, часть российского истеблишмента ждут ухода Путина, даже если никто не сможет заставить его уйти», — заключает Bloomberg.
В свою очередь обозреватель испанского издания El Mundo Ксавье Колас считает, что «аннексия» обманула оптимистические ожидания не только большинства россиян «на континенте», но и самих жителей полуострова. Многие крымчане, в особенности представители бизнеса, надеялись извлечь выгоду от присоединения к более богатому, чем Украина, государству, но в это время в России наступил экономический кризис и произошла девальвация рубля.
«"Денег нет, но вы держитесь", — заявлял премьер-министр России Дмитрий Медведев в 2016 году во время неудачного визита на полуостров, который стоил ему много насмешек и критики», — напоминает Колас, характеризуя нынешнюю ситуацию в Крыму.
В то же время публицист признаёт, что многие жители полуострова всё же выиграли от присоединения, поскольку у них увеличилась заработная плата.
Пять лет назад среди гражданского населения Крыма было мало жертв, несмотря на участие в операции по присоединению «таинственных зелёных человечков, в которых Россия признала потом бойцов спецназа», полагает обозреватель испанской газеты El Pais Мария Сахукильо.
«Однако эта операция <…> стала прелюдией к конфликту на востоке Украины, где Кремль поддерживает пророссийских сепаратистских повстанцев. В результате конфликта погибло от 10 000 до 13 000 и появилось 1,5 млн беженцев», — подчёркивает она.
Также Сахукильо напоминает о нарушении прав человека в Крыму.
«После аннексии на полуострове были отключены украинские каналы, а часть из них, например, крымско-татарские, были запрещены. Кроме того, международные организации и ООН предупреждают о постоянных нарушениях прав человека, особенно в отношении татарской общины», — пишет обозреватель.
Говоря о «воссоединении» и «возвращении Крыма», российские власти пытаются узаконить аннексию, нарушающую международное право, заявляя о культурной самобытности русскоязычного полуострова, так оценивает присоединение Крыма итальянская газета La Stampa.
«Действительно, Крым был завоеван Екатериной II в восемнадцатом веке и передан Украине в 1954 году по воле Хрущёва. Но тогда не было никаких государственных границ между Россией и Украиной как частью СССР», — недоумевает издание.
Японскую газету Nihon Keizai беспокоит тот факт, что «заинтересованность международного сообщества в украинской проблеме снизилась, поскольку в мире укрепляет позиции популизм и основное внимание приковано к внутренним проблемам».
«Все идёт по сценарию России, которая хочет усилить влияние на Украину… Тревогу вызывает то, что в скором времени будут всё чаще предприниматься попытки изменить границы при помощи силы. Велика вероятность, что Россия будет наращивать экспансию; могут начать действовать и другие страны, у которых есть территориальные амбиции», — переживает публицист из Страны восходящего солнца.
Япония, у которой также есть территориальные споры, не может оставаться безучастной. Необходимо и впредь поднимать эту проблему, чтобы сдержать дестабилизацию, заключает автор Nihon Keizai.