Что потеряли в Йемене российские наёмники

Мир 06 сентября, 2018 / 19:42

В России отсутствует закон, разрешающий и регламентирующий деятельность частных военных компаний, — они регистрируются как охранные предприятия или консалтинговые агентства. Но, по всей видимости, это не мешает ЧВК занимать во внешней политике и в бизнес-интересах Москвы всё большую роль: официальные структуры не могут или не способны иметь дело с многочисленными негосударственными и квази-государственными структурами в Африке и на Ближнем Востоке. Поэтому Кремль постепенно стал привлекать посредников и представителей, не связанных напрямую с официальными российскими ведомствами, но, безусловно, координирующими деятельность с внешнеполитическими и разведывательными структурами.

В Йемен прибыли бойцы российской частной военной компании (ЧВК), сообщил 6 сентября известный военный Telegram-канал WarGonzo (проект военного корреспондента Семёна Пегова) со ссылкой на три источника в силовых ведомствах РФ. При этом источники не уточнили, являются ли «частники» бойцами известной ЧВК Вагнера, принимающими, по многочисленным свидетельствам, участие в боевых действиях в Сирии и Центральноафриканской Республике. Так, в феврале американские военные уничтожили бойцов этого подразделения вместе с проиранскими ополченцами после атаки находящегося под контролем «Демократических сил Сирии» нефтеперерабатывающего завода в районе селения Хишам. «Засветились» «вагнеровцы» и в Центральноафриканской Республике, где в конце июля при странных обстоятельствах погибли журналист Орхан Джемаль, оператор Кирилл Радченко и режиссёр Александр Расторгуев. Россияне приехали в эту страну снимать документальный фильм-расследование о деятельности «частников».

В июне воюющая с хуситами коалиция во главе с Саудовской Аравией и ОАЭ при поддержке сторонников президента республики Абд Рабу Мансур Хади начала масштабную операцию «Золотая победа», цель которой — взять под контроль территорию порта Ходейда в Красном море. В МИД РФ осудили операцию, заявив, что она может обернуться катастрофой для и без того раздираемого конфликтами Йемена. В июле председатель верховного политического совета этой страны (органа, образованного движением хуситов «Ансар Аллах») Махди аль-Машат направил Владимиру Путину телеграмму. По данным йеменского агентства «Моснад», в ней он призвал российского президента использовать международное влияние Москвы для прекращения агрессии и снятия блокады, организованной коалицией, и работать над «достижением справедливого и всеобъемлющего политического урегулирования». По состоянию на начало сентября операция ещё не закончилась, освободить порт от хуситов окончательно не удалось.

Фото: Ammar Safarjalani/Xinhua /Global Look Press

Попасть в Йемен бойцы российской ЧВК могли только с территории Саудовской Аравии или Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ), полагает руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семёнов: «Иного способа добраться в Йемен нет: воздушные коридоры открывают только две эти страны, а территория, контролируемая хуситами, находится в полной блокаде». Участие российских контрактёров в конфликте на стороне хуситов исключено — их бы туда не пустили, полагает эксперт. Сейчас в Йемене уже действуют иностранные ЧВК, нанятые Эмиратами: из Сальвадора, Колумбии и других стран, но российским ЧВК было бы несолидно воевать за деньги ОАЭ.

Если информация о российских «частниках» соответствует действительности, наиболее правдоподобной выглядит версия, что их позвали представители российской или иностранной бизнес-компании, добавляет Семёнов: «Это могут быть строительные проекты на острове Сокотра на юге страны, гуманитарные инициативы, связанные с поставками продовольствия, или, возможно, нефтяные разработки». По его мнению, вряд ли речь идёт о защите каких-либо стратегических интересов Кремля, скорее, об одобренной властями коммерции: «Но не думаю, что речь идёт о ЧВК Вагнера, поскольку у неё дурная репутация».