16 августа 1896 года трое людей, граждан Канады, отправились искать пропавших родственников. Путь был долог, они вышли к ручью Бонанза Крик на территории Юкона, к северу от реки Клондайк. Там путешественники открыли богатые месторождения золота. Впереди была вторая в истории Северной Америки золотая лихорадка, существенно отличавшаяся от той, что в 1848–1856 годах развернулась в Калифорнии.
Тогда врагами золотоискателей были индейцы, бандиты и такие же золотоискатели, их друзьями — револьверы, ружья и ножи. На этот раз бороться приходилось с другими «врагами» — смертельным холодом, безлюдной снежной пустыней и отсутствием еды. Золотоискатели, приезжавшие в Канаду из США, тащили с собой годовой запас продуктов, общий вес их поклажи достигал тонны. Это было необходимо, чтобы получить разрешение на въезд в Канаду. За выполнением правила следила Королевская конная полиция, ставшая лучшим другом искателей удачи.
Если бы не отлично обученные, готовые ко всему люди в королевской униформе, Юкон захлестнул бы такой же беспредел, какой был в Калифорнии. Но посты и патрули конной полиции жёстко контролировали ситуацию. Полицейские встречали золотоискателей, брали с них въездную пошлину и ограничивали ввоз ручного стрелкового оружия. Револьверы отбирали, оставались лишь необходимые для выживания и охоты ружья. А затем начиналось то, что мы знаем по романам Джека Лондона.
Мучительный путь к золотым приискам. Нехватка еды. Зимний холод, от которого спасали наспех сколоченные деревянные хижины и меховая одежда. Проваливавшийся под искателями богатства лёд. Попытки добраться до человеческого жилья…
Оставшийся лежать на берегу реки или в лесу труп съедали волки, кости растаскивали лисы. От человека не оставалось ничего — такой конец нашли тысячи золотоискателей.
Но их место занимали новые десятки тысяч. В это время в США разворачивались экономический кризис и банковская рецессия, и в Канаду устремились самые разные люди — от чернорабочих до интеллигентов, инженеров, учителей и докторов. Среди старателей было даже несколько мэров, бросивших свои города.
Эти люди верили в мечту. Они понимали, что шансы на удачу невелики, и всё-таки упрямо пробивались к Клондайку.
Они шли через горные перевалы, переправлялись через озёра, сколачивали плоты, чтобы сплавиться по реке. Их ждал изнурительный труд на приисках. Основную выгоду, как всегда при золотодобыче, получали не они, а торговцы, а также снабжавшие их всем необходимым коммерсанты. Открывший Трою Генрих Шлиман сколотил своё состояние на калифорнийских приисках, где он держал несколько магазинчиков.
В Канаде и на американской Аляске было добыто около 390 тонн золота, многим искателям действительно удалось разбогатеть. Но главным сокровищем, связанным с Клондайком, стал культурный миф о северной золотой лихорадке. О ней писал Джек Лондон, с ней связана «Золотая лихорадка» Чаплина и множество других фильмов и книг. В Канаде и на Аляске больше нет золота, однако оно остаётся золотой жилой для Голливуда и создателей сериалов. Люди замерзали и умирали от голода, чтобы в их карманах очутились несколько самородков. Многие из них сгинули, но о них продолжают снимать фильмы и писать книги.