Иран дал боевикам возможность бить по Тель-Авиву

Мир 25 февраля, 2019 / 19:42

Сектор Газа рискует в очередной раз стать очагом обострения на фоне подготовки израильских политических элит к выборам в Кнессет. На такие доводы наталкивают последние заявления палестинской группировки «Исламский джихад», которая продемонстрировала свои новые ракеты, способные достичь Тель-Авива и даже, по словам её представителей, более отдалённых целей.

Обещание превратить израильские города в «ад» содержится в новом документальном фильме, который транслировался по телевидению Ирана. Базирующаяся в Газе группировка выступила с заявлением, согласно которому она благодаря Ирану теперь обладает новым типом ракет.

«Нам удалось разработать такую ракету, которая может пролететь от сектора Газа до Тель-Авива и Нетании», — говорит один из представителей «Исламского джихада» в фильме, уточняя, что дальность действия подобных боеприпасов может даже превышать обещанное.

«Исламский джихад» уже «опробовал» иранские ракеты в ударах, нацеленных на Тель-Авив, около шести лет назад во время операции «Облачный столп». В новом документальном фильме, который увидели иранские зрители, говорится, что инженерам Газы удалось обновить ракетный арсенал второй по величине группировки анклава, который был в значительной степени истощён предыдущими противостояниями с израильтянами.

Показанный в документальном фильме представитель группировки также сослался на реакцию израильских военных на широкомасштабные акции протеста, еженедельно проходившие возле пограничной зоны между Израилем и сектором Газа. В результате столкновений, которые продолжались не один месяц, были убиты десятки палестинцев. Последний из них — 15-летний мальчик, он погиб от огнестрельного ранения. По данным Армии обороны Израиля, в протестах участвовали тысячи палестинцев. «Исламский джихад» в связи с этим призывает брать в плен израильских военнослужащих, чтобы обменивать их на арестованных активистов Газы. Именно эта группировка пока что остаётся одной из главных сил, которая противостоит примирению с еврейским государством и блокирует мирные инициативы — даже те, которые исходят от России. На недавней межпалестинской встрече в Москве «Исламский джихад» отказался подписывать итоговое заявление, где говорилось о необходимости навести мосты с Израилем и созвать международную конференцию по ближневосточному урегулированию.

Верифицировать информацию об арсеналах «Исламского джихада» не так-то просто. Считается, что, например, к началу операции «Нерушимая скала» 2014 года по количеству ракет арсенал группировки был вторым после арсенала ХАМАС в секторе Газа. Обе структуры, вышедшие из «Братьев-мусульман» (организация запрещена в России), используют разные методы — например, «Исламский джихад» довольно редко раздаёт продукты питания населению, однако в деле борьбы с Израилем используют расхожую тактику: из-за активного противодействия израильских спецслужб и сравнительно успешного выявления «смертников» ракеты и тоннели — фактически единственный способ нивелировать разницу с технически отлично оснащённым Израилем.

Фото: Ashraf Amra/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Несмотря на связи ХАМАС и «Исламского джихада» с «Братьями-мусульманами» и принадлежности боевиков к суннитской ветви ислама, их контакты с властями Ирана, которые позиционируют страну в качестве панисламской державы и стремятся расширить влияние в регионе, — секрет Полишинеля. Отношения «Исламского джихада» с Тегераном восходят ещё к 1980-м годам, но укрепились после переезда его представителей в Бейрут. Фактически официально признано, что во время обострения Израиля и Газы в 2012-м боевики группы получили от Ирана ракеты «Фаджр-5».

Отношения между «Исламским джихадом» и Тегераном знали не только взлёты, но и падения — так, в 2015 году Иран приостановил финансирование группы из-за её отказа участвовать в войне в Йемене. Однако через год в ходе визита представителей движения в Тегеран вопросы были сняты и финансирование продолжилось, однако неясно, вернулось ли оно к прежнему уровню — около $70 млн ежегодно.

В ходе «осеннего» обострения 2018-го, которое сопровождалось обменом ударами между Израилем и палестинскими группировками, представители ЦАХАЛ обвиняли сторонних игроков в причастности к инцидентам. Так, бригадный генерал армии Израиля Ронен Манелис прямо заявил, что «Исламский джихад» «выпустил десятки ракет по Израилю под руководством Ирана и Сирии». В свою очередь представитель «Исламского джихада» Дауд Шехаб предсказуемо опроверг заявления о том, что группа действовала по приказу иранского спецназа КСИР «Аль-Кудс» или любых других внешних сил. По его словам, обстрел израильской территории был местью за убийство четырёх палестинцев ЦАХАЛ во время акций протеста вдоль пограничного заграждения Газы.

«Исламский джихад», как правило, работает в координации с более крупной группировкой анклава — ХАМАС, но периодически пытается бороться с фактической монополией последнего в Газе и заявляет о себе акциями. В октябре ситуацию удалось погасить из-за посредничества Египта — именно после вмешательства Каира с посреднической миссией «Исламский джихад» официально заявил о прекращении обстрелов. Однако тогда некоторые аналитики в очередной раз подвергли сомнению способность группы самостоятельно принимать решения о запуске ракет: по их мнению, Иран был заинтересован в подогревании ситуации и мог попытаться сорвать попытку Египта и ООН стабилизировать режим прекращения огня, положивший конец войне 2014 года между Газой и Израилем, и расширить условия для достижения более устойчивого перемирия. Впрочем, другие аналитики считают, что ХАМАС и «Исламский джихад» действуют относительно самостоятельно, а обострение ситуации позволяет им привлечь внимание мирового сообщества к жутким условиям существования людей в анклаве.