Тяжёлый крейсер ВМС США «Индианаполис», торпедированный японской подводной лодкой I-58, затонул очень быстро — всего за 12 минут. Случилось это 30 июля 1945 года (фактически за месяц до окончания Второй мировой войны), и если бы не необычный груз, который крейсер доставил на тихоокеанский остров Тиниан, — сердечники для атомной бомбы «Малыш», сброшенной затем на японский город Хиросима, — вряд ли бы история «Индианаполиса» вышла за пределы общей летописи потерь Военно-морских сил США в войне на Тихом океане. Компоненты для атомной бомбы «Толстяк», уничтожившей Нагасаки, доставили чуть раньше самолётами.
Обломки «Индианаполиса» на глубине более 5,4 тысячи метров обнаружила группа гражданских исследователей под руководством соучредителя компании Microsoft Пола Аллена. Теперь к ним присоединились специалисты ВМС США. Точное местонахождение крейсера «Индианаполис» обнародовано не будет.
Секретный приказ, полученный в июле 1945-го командиром корабля Чарльзом Маквеем, гласил: доставить груз особой важности в сопровождении двух специалистов на остров Тиниан, что было успешно выполнено. Но статус повышенной секретности сыграл с командой «Индианаполиса» злую шутку.
Крейсер шёл по приказу свыше без противолодочного прикрытия в нарушение элементарных правил ведения морской войны. Очевидно, что американское правительство хотело максимально минимизировать участие флота в атомном проекте в целях неразглашения секретной информации, а командование американских ВМС пошло навстречу и поставило на кон жизни своих моряков, будучи уверенным, что японский подводный флот уже не опасен. Ведь война на Тихом океане стремительно шла к концу. Они не учли фактор самурайского отношения к войне на море. Японцы не охотились за танкерами и судами снабжения. Считали, что это недостойно воина, что их в итоге и погубило. Они фактически не трогали линии снабжения американцев.
Но это подводное спокойствие обмануло американцев, отправивших крейсер «Индианаполис» в одиночку без сопровождения. Он попал в ловушку и был потоплен подлодкой I-58 капитана третьего ранга Матицуры Хасимото.
Сигнал SOS не был принят всерьёз ни одной американской радиостанцией. Сразу на дно вместе с кораблём ушли не более трёхсот членов экипажа. Остальным пришлось пережить три ужасных дня в воде, умирая от переохлаждения, гипотермии, от зубов без конца атакующих акул. Только 2 августа оставшихся в живых заметил патрульный самолёт ВВС США.
Из 1196 членов экипажа «Индианаполиса» выжили только 316 человек. Командир корабля Маквей остался в живых, и его, естественно, сделали крайним. В 1968 году он застрелился из наградного пистолета.
Матицура Хасимото не знал, что за крейсер он утопил, знал бы, наверное, вернулся и добил бы всех оставшихся в живых. Но ведь и американские моряки не знали, что за страшный груз они везли. Кто знает, поняли бы, к какой катастрофе он приведёт, может, и выкинули его за борт вместе с сопровождающими. Но они заплатили по счёту за трагедию Хиросимы и Нагасаки. Из экипажа американского корабля выжила лишь четверть. Это была самая массовая гибель личного состава ВМС США в результате одного затопления.
В Хиросиме из 245 тысяч жителей погибло более 160 тысяч во время атомного удара и ещё 40 тысяч умерло в последующие пять лет от лучевой болезни. В Нагасаки из 200 тысяч жителей погибло до 80 тысяч человек и 60 тысяч умерло от рака и других долгосрочных воздействий взрыва.