США называют страной иммигранов. Но помимо приезжих и их потомков здесь также живут представители коренных народов — индейцы. После долгого противостояния между ними и колонизаторами, члены племён добились особых прав, которые, к слову сказать, сильно отличаются от гражданских свобод других жителей Штатов.
Всего в США насчитывается примерно 5 миллионов индейцев из 565 племён, которые составляют 1,6% населения. Две трети проживают в резервациях, которым отводится около 2% территории страны. Данные конгломераты сильно отличаются друг от друга по размеру — от 50 квадратных километров до самой крупнейшей территории в штате Аризона, где сосредоточен народ навахо (64,7 тысяч квадратных километров).
Обитатели резерваций, с одной стороны, пользуются некоторыми преимуществами перед остальными жителями США. Они могут открывать казино, а также фабрики по производству сигарет и алкоголя. На территории резерваций не работают законы штатов — действуют местные порядки, которые индейцы могут устанавливать сами. Главное, чтобы они не противоречили федеральному законодательству. Резервации могут формировать свои правительства и даже предоставлять собственное гражданство. Помимо этого власти выплачивают индейцам в резервации небольшие компенсации за утерянные ранее земли.
В то же время индейцы находятся под опекой федерального правительства — во многом к ним относятся как к несовершеннолетним, то есть к людям, которые не обладают всей полнотой прав. Полноправными гражданами США их стали считать только с 1924 года, но при этом индейцы не платят налогов, в связи с чем не имеют возможности голосовать на выборах. Помимо этого они не могут самостоятельно заключать торговые сделки и выступать в суде. Для реализации своих гражданских свобод существуют специальные организации-посредники, главная из них — государственное управление по делам индейцев. Как свидетельствует практика, чиновники управления часто извлекают немалую выгоду из своих должностей, фактически торгуя подрядами на хозяйственную деятельность в резервациях. Формально имея самоуправление, повседневная жизнь фактически регулируется советами племён, члены которых часто не выбираются, а назначаются государственными чиновниками.
Отдельная тема — социальная адаптированность. По закону представители племён имеют право без экзаменов поступать на бюджетные места в университеты, но только 16% взрослых индейцев имеют высшее образование. Немалое количество индейцев вообще не умеют читать и писать. Почти треть жителей имеют доход ниже прожиточного минимума. Во многом тяжёлое материальное положение связано с высокой безработицей. Только 36% мужчин работают на полную ставку. В некоторых племенах ситуация ещё плачевнее — так, среди индейцев в штате Южная Дакота безработица составляет 83%. Но и те, кто трудится, не могут похвастаться богатством. По статистике, три четверти трудоустроенных коренных жителей Америки получают минимальную зарплату, а число самоубийств, случаев смертности от алкоголизма, пневмонии и диабета в резервациях вдвое выше, чем в среднем по стране. Активно бороться за свои права и улучшение жизни индейцам мешает та же социальная изолированность.
Отношение со стороны американского общества к индейцам нельзя назвать толерантным. Индейских женщин насилуют в 3,5 раза чаще, чем других американок. Причём в подавляющем большинстве случаев, примерно в 85%, насильниками оказываются представители неиндейских народов. Специалисты подсчитали, что примерно каждый десятый индеец старше 12 лет подвергается насилию минимум раз в год. Этому во многом способствует пренебрежительное отношение к индейцам со стороны полиции. Например, в Южной Дакоте коренные жители составляют только 9% от всего населения штата, но при этом доля индейцев среди заключённых составляет 29%. На Аляске индейцев всего 15% от численности населения, а в тюрьмах их процент равен 38. Согласно той же статистике, аресты и убийства индейцев полицейскими составляют 3% случаев, тогда как их доля в населении страны вдвое меньше.
Индейцам не удается сохранять даже собственную национальную идентичность. По статистике, более 70% не говорит ни на каком языке, кроме английского. Этому способствовала политика США XIX века, когда в одни резервации помещали индейцев разных национальностей, и им, чтобы понять друг друга, приходилось общаться на языке колонизаторов. По данным ЮНЕСКО, сегодня 130 языков индейских племён из зарегистрированных 139 находятся на грани вымирания.
В 2009 году Конгресс США принёс официальные извинения перед коренными народами за преступления прошлого. Однако отношение к индейцам как к дикарям продолжает бытовать даже среди высокопоставленных политиков. Отличился в этом плане даже нынешний президент США Дональд Трамп. Дело в том, что представителей коренного населения нельзя называть «индейцами». Однако, когда сенатор и активный борец за права коренных жителей Элизабет Уоррен заявила президенту, что по этническому происхождению относится к одному из племён, Трамп тут же назвал её «индианкой». При этом добавил, что её прозвищем на индейский манер могло бы стать "Элизабет Только Говорю и Ничего Не Делаю".