Ливанское движение «Хезболла» и Израиль готовятся к конфликту, но стараются поддерживать равновесие и не выносить противоречия на территории Сирии за её пределы. Шиитская организация за годы, прошедшие со второй ливанской войны, приобрела военный опыт и расширила свой ракетный арсенал, Израиль наоборот совершенствовал тактику противостояния иррегулярным формированиям. Потенциалы сторон не сопоставимы с точки зрения классических методов ведения войны, но она, как показывает практика, может разгореться даже при нежелании сторон вести боевые действия.
«Хезболла» стала сильнее, чем когда-либо, и скоро отпразднует военную победу в Сирии, где она сражается на стороне Башара Асада, заявил генеральный секретарь ливанской организации Хасан Насралла. Его речь транслировалась на установленные экраны в бейрутском квартале Дахия, где состоялась церемония, посвящённая 12-й годовщине окончания 34-дневной войны с Израилем. «Один израильский генерал назвал „Хезболлу“ второй по своей мощи армией региона после Израиля. Я не согласен с этой оценкой, — обратился к участникам церемонии из своего бункера Насралла. — В настоящее время „Хезболла“ намного сильнее армии Израиля. Но высказывание генерала свидетельствует о том, что в Израиле со всей серьёзностью относятся к нам». По его словам, с 2006 года Израиль строит свою оборонительную программу с оглядкой на «Хезболлу» и на то, что она может начать войну «за освобождение Галилеи» — северной области израильской территории: «Мы не боимся войны. Если кто-то её хочет — милости просим! Мы победим в любом противостоянии». Хасан Насралла также объявил, что суннитская ось, сформированная Саудовской Аравией в регионе, потерпела поражение в Сирии и Ираке, а Иран даже под санкциями остается сильным и стабильным.
После конфликта 2006 года военные действия между Израилем и шиитским движением ограничивались периодическими приграничными обстрелами и точечными ударами ВВС ЦАХАЛ по лидерам и военной технике «Хезболлы» на сирийской территории. Таким образом стороны достигли относительно стабильного равновесия, основанного на взаимном сдерживании.
Вовлечение ливанского движения в сирийскую войну, с одной стороны, позволило получить опыт проведения классических военных операций, впервые поучаствовать в маневренных наступательных операциях, поддерживаемых артиллерией и авиацией, создать многочисленные лояльные сирийские группы и плацдармы — места компактного проживания шиитов на сирийско-ливанской границе — для скрытной и оперативной инфильтрации групп из Сирии в Ливан и обратно. С другой стороны, участие в боевых действиях с 2012 года и потери оказали негативное влияние на финансовый резерв и на ресурсы «Хезболлы» при её вовсе не запредельных мобилизационных возможностях. Тем не менее, с 2006 года движение значительно усилило свой ракетный потенциал, располагая, по израильским данным, 130 000 ракет ближнего и среднего радиуса действия и несколькими сотнями ракет дальнего радиуса, нацеленных на еврейское государство. В ходе прошлого конфликта ЦАХАЛ в первые дни конфликта уничтожил большую часть ракет дальнего радиуса действия, но ежедневные обстрелы ракетами ближнего радиуса (в среднем 110−130 ракет в сутки при арсенале 10 000 ракет) нанесли сильный экономический ущерб Израилю.
Как и «Хезболла», израильская армия также усилила свои возможности после войны 2006 года как в области проведения атак, так и с точки зрения сбора разведанных. Новая война Израиля с «Хезболлой» будет означать борьбу с военизированной группой в тоннелях, на земле, в воздухе и в Интернете, цитирует израильский канал I24news офицера ЦАХАЛ. Задействование внушительного арсенала «Хезболлы» вызовет «перенапряжение» системы ПРО, поэтому в случае нового конфликта Израилю, стратегические объекты которого в силу географического положения уязвимы из-за отсутствия стратегической глубины, придётся снимать «нагрузку» оперативным уничтожением стартовых площадок и сухопутной операцией, что также экономически затратно, поскольку предполагает мобилизацию резерва. Понимая это, израильское командование совершенствует управление сухопутными войсками и моделирует соответствующие учения на севере страны для противостояния иррегулярным формированиям с минимизацией жертв среди гражданского населения. Как отметили 12 августа в ЦАХАЛ, новый «организационный стиль» управления войсками был опробован во время недавних учений с участием пехотной бригады «Голани», танковых экипажей 7-й бронетанковой бригады и части 603-го инженерного батальона.
Заявление Хасана Насраллы о поражении суннитской оси на Ближнем Востоке не имеет никакого отношения к реальности и является примером типичной для лидера «Хезболлы» «победоносной» риторики. Ценности таким заявлениям не прибавляет тот факт, что Насралла делает их из закрытого бункера, где прячется от возмездия со стороны Израиля и суннитских государств. Единый в противостоянии расширению влияния шиитов суннитский фронт в арабском и исламском мире составляет подавляющее большинство, и сопоставлять их по мощи и влиянию просто некорректно. Хотя, конечно, Иран пытается расширять экспансию в регионе, делая ставку на подобные «Хезболле» группировки.
Насралла, забившись, как крот, в подземелье, также заявляет о том, что сейчас «Хезболла» превосходит по военной мощи Армию обороны Израиля, напоминая, по традиции, о второй ливанской войне 2006 года. Насколько она была неудачна для ЦАХАЛ и удачна для «Хезболлы» — дискуссионный вопрос, который активно обсуждается в самом Израиле. Действительно, поначалу израильским военным какое-то время не удавалось справится с ракетами «Хезболлы». Есть мнение, что страна изначально не была готова к этой войне, но из этого уже сделаны соответствующие выводы. Боевики использовали эффект неожиданности и скрытности. За счёт этого война затянулась, что привело к дополнительным жертвам, но Израиль впоследствии добился поставленных целей. В ЦАХАЛ стремились не прибегать к тактике «выжженной земли», не наносить удары по селениям, в чьих подземельях скрывались боевики движения, и гражданским объектам, откуда они наносили ракетные удары.
«Хезболла» смогла продемонстрировать свою силу и мощь в той войне, используя мирное население в качестве живого щита. Но впоследствии Израиль освоил тактику точечных ударов. Сейчас ЦАХАЛ принимают все возможные меры, чтобы предотвратить возможное пополнение ракетного арсенала группировки: атакует маршруты доставки из Ирана через сирийскую территорию, а также наносит удары по предполагаемым объектам производства ракет. Принципиально неправомерно сравнивать две эти силы. Есть сведения, что «Хезболла» всё-таки частично, за счёт помощи Ирана, восстановила свой ракетный потенциал. Но Израиль не просчитывается дважды: все объекты движения, скорее всего, находятся под прицелом.