В преддверии выборов в Европейский парламент президент Франции Эммануэль Макрон и глава германской правящей партии ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр выступили с программными статьями о будущем Европы. Взгляды Берлина и Парижа на перспективы ЕС во многом не совпали. Одним из самых спорных пунктов стал вопрос о членстве Германии в Совете Безопасности ООН. ФРГ долго и упорно добивается для себя постоянного места в Совбезе. Однако такие планы Германии чреваты для Пятой республики потерей собственного кресла в одном из ключевых органов в главной международной организации. Кроме того, спор может обострить и без того не всегда гладкие отношения между двумя главными локомотивами европейской интеграции.
На днях вероятная преемница канцлера Германии Ангелы Меркель, лидер Христианско-демократического союза (ХДС) Аннегрет Крамп-Карренбауер выступила с критикой ряда положений, которые в своей нашумевшей статье «За возрождение Европы» несколько ранее высказал французский президент Макрон.
Ей, к примеру, категорически не понравилась его идея о едином стандарте минимальной заработной платы в ЕС. Кроме того, германский политик не поддерживает введение единой системы соцзащиты для рабочих на территории Евросоюза. А штаб-квартира Европарламента в Страсбурге и вовсе показалась ей излишеством. Столь резкие заявления вполне можно списать на то, что сейчас ХДС находится на этапе общеевропейской избирательной кампании, и партия стремится чётко обозначить свой консервативный профиль. Однако в этом ряду есть вопрос, который выходит далеко за рамки исключительно предвыборных прокламаций. Речь идёт о том, что глава ХДС высказалась за то, чтобы в Совбезе ООН было создано постоянное кресло для Евросоюза.
Однако для Франции коллизия момента заключается в том, что ФРГ предлагает сделать это, преобразовав место Франции в этом органе организации из сугубо национального в общеевропейское, где каждый год на ротационной основе могла бы быть представлена та или иная страна ЕС. Таким образом, Германия получила бы возможность время от времени присутствовать в СБ как полноправный участник, а также лоббировать свою позицию.
Кампанию по получению членства в СБ ООН Германия ведёт уже на протяжении многих лет. По понятным причинам в Совет Безопасности созданной в 1945 году Организации Объединённых Наций страна войти не могла. Более того, её отстранение от участия в решении вопросов международной безопасности тогда рассматривалось как краеугольный камень всего поствоенного миропорядка.
Теперь же Берлин апеллирует к тому, что формат СБ ООН не соответствует ни современной системе международных отношений, ни изменившемуся статусу и роли страны в мире. К слову, «совместные усилия по принятию ФРГ в ряды постоянных членов Совета Безопасности ООН» были заложены и в недавно заключённый Берлином и Парижем резонансный Аахенский договор.
Однако несмотря на это, Франция не намерена лишаться своего постоянного места в Совбезе. В МИД страны подчёркивают, что при выражении своей позиции в СБ ООН Париж принимает во внимание мнение других европейских стран, поддерживая идею об учреждении отдельного места для Германии. В свою очередь, ФРГ в переговорах с французской стороной неоднократно предлагала «размен»: отдавая своё кресло под Евросоюз, Пятая республика получит возможность на постоянной основе назначать постпреда при ООН от ЕС.
Обеспечение постоянного членства Германии в одном из ключевых органов организации Ангела Меркель рассматривает как потенциально крупнейший и чрезвычайно символичный международный прорыв для страны. Несмотря на то, что для этого необходима серьёзная и непростая реформа ООН, она активно лоббирует это решение, задействуя все возможности, так как осуществление этого плана стало бы для неё действительно историческим шагом. При этом очевидно, что трансформация французского представителства в общеевропейское станет более быстрым и технологически простым процессом, чем введение в структуру Совбеза новых членов.
При этом ФРГ периодически становится временным (не имеющим права вето) членом СБ ООН. В июне 2018 года Германия была избрана на период с 2019 по 2020 год. Это происходит уже в шестой раз. Впервые в Организацию Объединённых Наций вошла Западная Германия (в 1977-78 и 1988-89 годы), один раз - ГДР (1908-1981). В новейшей немецкой истории страна трижды становилась непостоянным членом СБ. Последний раз – в 2011-2012 годах.
Процесс реформирования Совета безопасности формально был начат в 1993 году, однако же сих пор не было найдено всеобъемлющего компромиссного решения по этому вопросу. Главная дискуссия ведётся вокруг того, стоит ли расширять число постоянных членов, и если да, то до каких пределов. К примеру, Россия поддерживает идею о включении в его состав на постоянной основе Индии и Бразилии, а также о представительстве для африканского континента. На свой статус в Совбезе, помимо ФРГ, претендует также и Япония.