Министр иностранных дел Финляндии Тимо Сойни в интервью газете «Коммерсантъ» заявил, что Хельсинки не исключает возможности вступления в НАТО, несмотря на то, что не считает Россию угрозой своей безопасности. Так дипломат прокомментировал предположение о том, что страна последует примеру Швеции, которая, вероятно, может принять решение стать членом Альянса. Ранее Петер Хультквист, занимающий пост министра обороны Швеции, критически высказался об инициативах по включению своей страны в Североатлантический альянс. При этом в 2016 году президент Финляндии Саули Ниинистё отмечал, что Хельсинки не может отказаться от возможности подачи заявки на вступление в Альянс и сделает это в том случае, если увидит «явное ухудшение ситуации в области безопасности».
Дискуссия о вступлении Финляндии в НАТО активизировалась на фоне резкого похолодания отношений между Россией и Западом, начавшегося весной 2014 года из-за украинского кризиса. Сторонники членства в военном блоке обосновывают свою позицию необходимостью защиты от «российской угрозы», которую Альянс обозначил в качестве «главной опасности» для Европы на последнем саммите Североатлантического блока. Противники вступления в НАТО, в свою очередь, отмечают преимущества внеблокового статуса страны и настаивают, что движение в сторону членства приведёт к ухудшению отношений с Москвой.
Напомним, что практически все страны Северной Европы, за исключением Швеции, Финляндии и Ирландии, являются членами НАТО, причём Норвегия, Дания и Исландия были в числе первых 12 стран, подписавших договор в 1949 году. Финляндия не вошла в НАТО в 1990-е годы в первую очередь потому, что народ был против: в Стране тысячи озёр больше половины расходов государства тратятся на социальные нужды, при этом оптимизированы (в хорошем смысле слова) расходы на оборону, благодаря чему финнам удаётся поддерживать хороший уровень своих ВС по меркам стран Европы, которые после окончания холодной войны стали стремительно разоружаться. Но в случае присоединения к НАТО на довольно протяжённой границе с Финляндией существенно возрастёт численность российских войск, что неприятная новость как для Хельсинки, так и для Москвы.
— Отношения с Финляндией — показательный пример того, как реализовывалась советская концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем, которая была актуализирована во времена Хрущёва. Финляндия — капиталистическая страна, и отношения между нашими государствами, начиная с послевоенного периода, были достаточно неплохими. Скажем, в советский период у нас был закрытый рынок от большинства товаров из капиталистических стран, но, например, сыр «Виола» продавался, причём достаточно неплохо.
Финляндия географически расположена таким образом, что она является звеном в цепи военного «санитарного коридора», который располагается на границах с Россией, но если сейчас на территории Финляндии нет никаких серьёзных военных объектов, а тем более — инфраструктуры НАТО, которая могла бы угрожать России, то после вступления она может появиться.
— Вступление Финляндии в НАТО для России не более неприятно, чем членство Эстонии, если говорить о буфере. С другой стороны, Финляндия сильнее Эстонии в военном отношении. При этом, на самом деле, если финны действительно вступят в Альянс, это не укрепит, а наоборот повредит их безопасности. Во-первых, пока Москва не воспринимает Хельсинки как реального противника. Во-вторых, так как сейчас финны должны защищать себя сами, то они строят хорошую армию, но в случае членства в НАТО с ними произойдёт то же, что и с остальными членами, — они будут полагаться на Альянс, что приведёт к деградации собственной армии.
Что касается популистских разговоров о натовских стандартах, то Финляндия вооружена исключительно натовским оружием, что вообще снимает все опасения по данному поводу. К слову, напомню, что страны Восточной Европы по-прежнему вооружены советским оружием, и никакие стандарты НАТО им не мешают.
Вообще, если всерьёз смотреть на военные потенциалы отдельных стран, то для нас самая серьёзная угроза на западном направлении исходит от Украины, с которой сейчас мы официально враги, и Финляндии — с её сравнительно неплохой армией. Например, у неё есть некоторые виды вооружений, которые в Альянсе редкость, — например, ракеты ATACMS и AGM-158 JASSM, которые достают до Санкт-Петербурга. В этом смысле Вооружённые силы Финляндии необходимо учитывать в военном планировании, но сейчас, как я понимаю, это не особо делается, и в случае её вступления в НАТО проблемы будут у обоих государств, но у Финляндии всё-таки — больше.