Финляндия сохраняет лидирующую позицию в рейтинге самых счастливых стран по версии подразделения ООН по поиску решений стабильного развития. Она возглавила список государств, которые вошли во «Всемирный доклад о счастье» за 2019 год. Кроме того, скандинавская страна неизменно входит в топ-10 с того момента, как в 2012 году впервые был выпущен такого рода доклад. Несмотря на суровые и продолжительные зимы, финны сохраняют позитивный настрой. Подкрепляется он тем, что в стране фиксируется низкий уровень преступности, хорошо налажена социальная помощь гражданам, в частности, они могут рассчитывать на бесплатное образование.
Дети в Финляндии начинают учиться в семь лет — в таком же возрасте, как и в России. Однако для Великобритании, где дети садятся за парту в пять лет, это, конечно, поздно. Стандартизированного тестирования в финских школах не существует. Ученикам, напротив, рекомендуют акцентировать внимание и исследовать свои сильные стороны. Обучение происходит в более спокойной в сравнении с другими странами обстановке, которая, по мнению экспертов в области образования, может оказать положительное воздействие на всю жизнь учеников.
Один из составителей «Всемирного доклада о счастье» Джон Хеллиуэлл рассказал, что обучающиеся в Финляндии дети, которые получили самые высокие баллы в рейтинге Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, впервые привлекли внимание общественности по всему миру к школьной системе страны. По его словам, благодаря лучшим преподавателям Финляндии система вышла за рамки и ученики не просто учатся хорошо выполнять тесты — преподаватели приспосабливают их к окружающему миру и делают счастливыми.
Финны акцентируют внимание не только на школьном образовании. В стране, к примеру, работает частная Международная школа Хельсинки (Helsinki International Schools (HEI)), цель которой — сделать высококачественное дошкольное образование доступным для как можно большего числа детей. Она ценится и за рубежом — её филиалы, в частности, находятся в таких странах, как Австралия, Китай и Южная Корея. Концепция школы оказалась настолько успешной, что с момента открытия первого филиала в городском округе Баотоу в 2017 году было решено открыть шесть дополнительных отделений, в которых учатся 300 детей в возрасте от трёх до шести лет.
По словам генерального директора HEI Миллы Кокко, идея состоит в том, чтобы сотрудничать с педагогами из других стран, а не отправлять в филиалы школы учителей из Финляндии. Для того чтобы создать отражающие финскую модель дошкольные учреждения за границей, принятых на работу в HEI местных жителей обучают. Также к работе подключают финских дизайнеров и архитекторов, которые создают вдохновляющую на учёбу среду.
Кокко отметила, что согласно исследованиям, дети обучаются наиболее эффективно, когда они увлечены предметом. Однако в условиях конкурентной среды тяжело объяснить родителям, что нужно просто расслабиться и позволить ученикам акцентировать внимание на том, что им действительно будет интересно.
По словам Хеллиуэлла, образование в Финляндии не всегда было первоклассным. Однако несколько десятилетий назад в этой сфере было проведено много важных реформ, и финны активно о них рассказывают, чтобы показать, что качество образования может улучшаться в любой стране, несмотря на культуру и национальность проживающих там граждан.
Финны умеют делиться. Они проявили чуткость к интересам других стран и показали, что готовы помогать им улучшать их системы образования, — цитирует Хеллиуэлла CNN.
Преподаватель педагогического факультета Кембриджского университета Рийкка Хофманн, в свою очередь, выразила неуверенность касательно того, «будут ли вещи, которые работают в одном культурном и политическом контексте, работать так же и в другом». Тем не менее она отметила, что Международная школа Хельсинки пытается позволить своей модели развиваться «конструктивно», путем её реализации учителями в разных уголках мира.
Одной из стран, где царит почти противоположная образовательная культура, является Южная Корея — акцент тут сосредоточен на академических достижениях. По словам Сеолми Ли из Сеула, южнокорейское образование застряло в традиционной системе, где дети загнаны в рамки. На неё произвёл впечатление тот факт, что в финской модели ученики берут на себя инициативу и сами решают, каким видом деятельности они хотели бы заниматься. Такой подход даёт детям уверенность в себе, что в конечном итоге делает их жизнь счастливой, отметила Сеолми Ли.
Исследования подтверждают, что прочная основа в первые годы жизни оказывает влияние на всю жизнь человека, отметила бывший директор школы и автор книги «Токсичное детство» Сью Палмер.
Я восхищаюсь финнами за их систему образования в целом, за доверие, которое они оказывают учителям, но больше всего — за их абсолютно замечательное дошкольное образование, — рассказала она.
Ключом к успеху Финляндии в сфере образования является более поздний возраст детей, которые идут в школу, считает Палмер. По её словам, две трети стран начинают обучение детей с шести лет, 22% — с семи, 12% — с четырёх-пяти лет.
Много детей просто не готовы к развитию в раннем возрасте, и принуждение их к учёбе может привести к большому количеству проблем, — подытожила Палмер.