Дела в правящем тандеме ХДС и СДПГ напоминают басню «Лебедь, рак и щука». Правительство задумалось о том, чтобы продлить как минимум на две недели истекающий 9 марта запрет на продажу оружия Эр-Рияду. Однако под давлением германских, французских и британских оружейных компаний начались жёсткие дискуссии о том, чтобы как можно быстрее снять действующие ограничения — без немецких комплектующих срываются крупные заказы, а местный бизнес рискует в перспективе и вовсе остаться вне главных экспортных потоков. Ангела Меркель и её партия ХДС уже осторожно высказались за поиск компромиссов, однако были беспощадно раскритикованы партнёрами — социал-демократами. Коалиция буквально трещит по швам, и угроза потери заметной доли оружейного рынка для Германии тоже весьма реальна.
На днях глава партии ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр публично заявила, что если ФРГ участвует в европейском или ином международном проекте по производству оружия, партнёры должны работать по единым правилам. Это может означать, что такие проекты могут быть выведены из-под действия строгих немецких норм. Иначе, по мнению политика, «всё это в будущем будет осуществляться без Германии». Ранее в пользу компромисса по данному вопросу высказалась Ангела Меркель.
Речь идёт о возобновлении поставок оружия для Саудовской Аравии, которые Германия приостановила в ноябре прошлого года в качестве санкций из-за убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги. А в середине февраля Франция и Великобритания резко раскритиковали политику ФРГ в области экспорта вооружений и буквально потребовали, чтобы ФРГ сняла запрет на поставки в Эр-Рияд.
Важно подчеркнуть, что немецкий экспорт в Саудовскую Аравию реализуется в основном в виде комплектующих, а также в формате партнёрских проектов с французскими и английскими фирмами-производителями, в частности, с занимающей четвёртое место в мире по торговому обороту британской фирмой BAE Systems. Теперь же из-за немецких ограничений под ударом находится проект Eurofighter — без германских поставок Соединённое Королевство рискует сорвать контракт по продаже истребителей Эр-Рияду.
Как замечает военный обозреватель Виктор Литовкин, у производителей Eurofighter нет возможности безболезненно заменить немецкие комплектующие. Этот самолёт был сконструирован совместно консорциумом европейских фирм. Без немецких деталей это будет уже другое воздушное судно, его надо будет сертифицировать, проводить испытания и так далее. То есть такая позиция ФРГ просто-напросто останавливает весь проект и приводит к колоссальным финансовым потерям.
Однако, несмотря на международное давление, партнёры ХДС по правящей коалиции занимают непримиримую позицию. «В вопросе экспорта вооружений ХДС окончательно потерял моральный компас», — констатировал отвечающий в СДПГ за оборонную политику депутат Томас Хитшлер. Стоит также отметить, что в коалиционном договоре между ХДС и СДПГ изначально было зафиксировано, что новые поставки оружия в Эр-Рияд осуществляться не будут, пока страна ведёт войну в Йемене. А после убийства журналиста Джамаля Хашогги эмбарго затронуло и уже согласованные договорённости.
При этом очевидно, что взвешенное решение по отмене оружейного эмбарго для Эр-Рияда тесно увязано с общей концепцией экспорта немецких вооружений в целом. В этом вопросе на партийном и правительственном уровнях единства также не наблюдается. Помимо ограничений для Саудовской Аравии со стороны ФРГ действует ряд оговорок для стран, вовлечённых в конфликт в Йемене. При этом СДПГ настаивает на том, что продажа вооружений категорически не должна осуществляться в те страны, где есть «нарушения прав человека».
При этом ЕС в целом и Германия и Франция в частности активно обсуждают меры по усилению военной кооперации внутри Европы — в противовес США. Нынешний конфликт деловых и политических интересов наглядно демонстрирует, что от единства по этому вопросу страны ЕС ещё очень далеки. Кроме того, потенциальный ущерб от нынешних запретов оценивается уже в миллиарды долларов, не говоря о том, что Германия в перспективе может «выпасть» из основных коммерческих потоков, что нанесёт очень значительный ущерб её экономике.
По мнению Виктора Литовкина, сложившаяся ситуация демонстрирует, что заявления об укреплении военного сотрудничества внутри ЕС и реальная бизнес-практика существуют в параллельных реальностях.
«Если немцы будут так поступать, то они попросту станут ненадёжными партнёрами для Европы. Однако здесь надо понимать, что за всем этим стоит ещё один очень серьёзный игрок — это США, очень заинтересованные в расширении саудовского рынка. Если Европа не делает свой Eurofighter, то они продвигают туда свой истребитель, к примеру, F-35, F-18 или F-16», — заключил военный эксперт.
Экспорт вооружений из Германии падает уже третий год подряд. ФРГ за 2018 год поставила за рубеж оружие и другие военные товары на сумму 4,68 млрд евро. По информации германского Министерства экономики, лидером по закупкам немецкого оружия являются Алжир (802 млн евро), США (506 млн евро), Австралия (432 млн евро) и Саудовская Аравия (416 млн евро). При этом, по даннымSIPRI (Stockholm International Peace Research Institute) за 2017 год, немецкие компании не вошли в десятку крупнейших мировых производителей оружия. Германская корпорация Rheinmetall заняла в этом рейтинге лишь 25-е место.