Российский совет по международным делам (РСМД) подготовил экспертный доклад «Россия и Арабский Машрик: постконфликтный период в Сирии». В этом документе (есть в распоряжении News.ru) представлен ряд рекомендаций для стабилизации постконфликтной Сирийской Арабской Республики.
Ситуация в САР, одной из немногих ближневосточных стран, переживших так называемую арабскую весну без смены руководства (у руля по-прежнему находится президент Башар Асад), в последние годы нормализуется. Под контролем властей — уже более 90% территории, во многом благодаря российской помощи. Однако сирийское восстановление — процесс глобальный, требующий участия не только Москвы и Дамаска, но и других игроков, включая и нерегиональных. В этой связи важность выработки комплексной стратегии для реконструкции страны трудно переоценить.
Не секрет, что значительную роль в стабилизации ситуации в Сирии сыграла как военная операция ВКС РФ, так и политическая позиция России, сумевшей ещё в начале кризиса в 2011 году избежать повторения ливийского сценария и дефрагментации страны. Тем не менее принципиальность Москвы в вопросе сохранения сирийской государственности привела к серьёзному обострению отношений с западными и некоторыми ближневосточными партнёрами, преследовавшими собственные интересы в регионе. Позиция Запада, претерпевавшая на протяжении последних лет незначительные изменения, в целом остаётся весьма категоричной: Башар Асад должен уйти или, по крайней мере, ощутимо модернизировать политическую систему, создав возможности для реальной смены власти. Однако парадокс в том, что без активного европейского участия эти процессы могут быть неосуществимы. Пока же санкции, введённые ЕС, скорее консолидируют сторонников сирийского президента, чем создают почву для реформ.
Всё, что произойдёт в Сирии в отсутствие европейского участия, в том числе финансового, — это сохранение нынешней ситуации, усиление Башара Асада и Ирана без массового возвращения беженцев, — уверены авторы доклада.
В то же время, подчёркивают они, с учётом позиции Европы, участие её в реконструкции САР для России желательно, но некритично:
Российские интересы в Сирии уже обеспечены, более того, Москва с 2015 года проводит модернизацию армии: улучшила логистику, испытала новейшую боевую технику, нарастила поставки вооружений, вошла в крупнейшие нефтегазовые проекты в регионе.
Особо эксперты отмечают и значение созданных по инициативе России зон деэскалации (которые, впрочем, рассматриваются лишь как временная мера), а также разработку механизмов по возвращению в Сирию покинувших её в годы кризиса граждан.
Вопрос беженцев по праву можно назвать одним из ключевых для сирийского восстановления, поскольку оно невозможно без человеческого ресурса. Однако драйвером процесса возвращения людей, очевидно, должен выступить в первую очередь президент Башар Асад: только он может дать гарантии безопасности для собственных граждан, многие из которых опасаются по приезду в Сирию подвергнуться преследованиям и даже попасть в тюрьму. Конечно же, в полной мере должны заработать все механизмы по защите прав человека, и они должны быть транспарентными.
Москва подавала сигнал европейским столицам о том, что при должной поддержке (со стороны США и ЕС. — News.ru) способна даже организовать процесс возвращения беженцев, убедить Дамаск в относительной либерализации законодательства, — напоминают авторы доклада, отмечая, что без участия Америки и Европы у России нет стимула решать эту проблему самостоятельно.
Разумеется, САР необходимы и значительные финансовые вливания, которые эксперты делят на три возможных потока: от союзников Дамаска (во главе с Ираном), от государств Персидского залива (в чьих интересах укрепиться в Сирии, дабы сдержать влияние Тегерана) и, наконец, от Евросоюза, который, впрочем, не торопится помогать до достижения политического урегулирования. Дамаск, в свою очередь, также не готов всерьёз обсуждать европейскую помощь в реконструкции страны, пока с неё не будет снята хотя бы часть санкций. Возникает ситуация замкнутого круга, при которой участие ЕС в посткризисном восстановлении САР выглядит всё менее вероятным. В этих условиях, отмечается в докладе, Москва продолжит искать альтернативы. В их роли могут выступить, например, Индия и Китай — Пекин, в частности, уже сделал крупные инвестиции в некоторые сирийские компании. Однако сейчас усилия России по большей части сосредоточены на легитимизации Сирии в Лиге арабских государств, и в этом удалось достигнуть подвижек: два члена ЛАГ, ОАЭ и Бахрейн, на данный момент открыли официальные представительства в САР.
В целом же, заключают авторы доклада, для успешного и относительно быстрого сирийского восстановления и преодоления гуманитарного кризиса необходим комплекс мер, осуществляемых различными игроками. В частности, отмечается целесообразность создания совместной российско-американской рабочей группы, отмена санкций ЕС и США, или хотя бы части из них, амнистия со стороны Дамаска для уклонившихся от военной службы и обеспечение безопасности всем возвращающимся беженцам. Помимо этого, оказание гуманитарной помощи необходимо осуществлять исключительно в сотрудничестве с сирийскими властями, которые, в свою очередь, должны содействовать гуманитарным миссиям на всех подконтрольных территориях. России же со своей стороны целесообразно продвигать идеи многостороннего сотрудничества, подразумевающего участие всех региональных игроков — в противовес блоковому мышлению и попыткам создания «арабского НАТО».