Бывший президент Киргизии Алмазбек Атамбаев официально нарушил своё обещание не вести борьбу за власть. Следующие парламентские выборы в республике, намеченные на 2020 год, пройдут, вероятно, под знаком попыток экс-лидера вернуться в системное политическое поле — Атамбаев возглавит список Социал-демократической партии (СДПК). Интрига разворачивается ещё и вокруг того, решится ли нынешний президент Сооронбай Жээнбеков принять экстренные меры для того, чтобы «убрать» своего соперника, который в 2017 году передал ему власть в рамках операции «Преемник».
О том, что Атамбаев возглавит список СДПК на следующих парламентских выборах, стало известно со слов представителя партии Ирины Карамушкиной на пресс-конференции. На протяжении 2018 года и так было заметно, что Атамбаев намерен вернуться на политическую арену Киргизии. Так, в интервью телеканалу «Апрель» президент, возглавлявший республику в 2011–2017 годах, заявил:
«Что бы я ни делал как президент, делал это ради страны, ради своего народа».
Признание своих ошибок выглядело как подготовка к некой кампании. В разговоре с тележурналистами Атамбаев не преминул отметить, что во времена его президентства в Киргизии жизненный уровень народа «заметно улучшился».
«Во всех регионах намного улучшилось материальное благосостояние людей, у народа есть газ, свет. Насколько смог, оставил после себя немало построенных и отремонтированных дорог», — сказал политик.
Атамбаев был первым в современной истории республики главой, который самостоятельно сложил с себя полномочия, «оставив» после себя Жээнбекова: Атамбаев сделал во время предвыборной кампании для своего преемника больше, чем он сам. Атамбаев ездил по стране и агитировал, на Жээнбекова работали весь государственный аппарат и вся правящая Социал-демократическая партия. Победа Жээнбекова на выборах воспринималась именно как победа ставленника предыдущего президента.
Некоторое время спустя бывший президент республики признался, что со своим преемником у него возникли серьёзные противоречия. Атамбаеву не нравились аресты и уголовные дела в отношении своих бывших сторонников. Среди них — два бывших премьер-министра Сапар Исаков и Жанторо Сатыбалдиев, несколько законодателей, экс-мэр Бишкека Албек Ибраимов и ещё ряд официальных лиц. Большинство обвинений связаны с расследованиями в сфере коррупции. Сейчас действующего президента подозревают в том, что он хочет лишить своего предшественника прав и каких-либо возможностей. В киргизском законодательном органе (Жогорку Кенеше) сейчас обсуждают законодательную инициативу, которая, вероятно, запретит экс-президентам занимать большие государственные или партийные посты. Атамбаева, кроме того, планируют также лишить неприкосновенности.
В том случае, если Атамбаев лишится своего статуса и таким образом потеряет защиту, его гипотетически могут привлечь к уголовной ответственности. А дождаться соответствующих показаний, которые быстро сделают Атамбаева обвиняемым, будет нетрудно: под давлением его отбывающие арест соратники могут сделать любое признание. Сам Жээнбеков упорно отрицает намерение «скинуть» своего предшественника с политической арены. На пресс-конференции в государственной резиденции «Ала-Арча» в Бишкеке он заявил, что поправки в закон «О гарантиях деятельности президента» касаются не только экс-президента, но и его самого, а поэтому они не носят политического окраса. Жээнбеков отдельно подчеркнул, что не ведёт борьбы с бывшим главой Киргизии.
Слухи об амбициях Атамбаева циркулируют с большой регулярностью. Примерно с начала августа 2018-го в местной прессе обсуждался «слив» о том, что бывший президент рассчитывает сменить власть по сценарию «тюльпановой революции» 2005 года или госпереворота образца 2010-го. Центром дискуссии становились и неизвестные ранее данные об активах бывшего главы республики. Печатная пресса публиковала материал под заголовком «Лучше умереть, устроив перестрелку с Жээнбековым на площади, чем дожить до 80 лет, лёжа в постели?». Характер информационных «сливов» носил подчёркнуто антиатамбаевский оттенок, что наталкивало на мысль о спланированной против него кампании. В конце августа 2018 года пресс-служба СДПК даже была вынуждена делать опровержения по поводу подготовки Атамбаевым государственного переворота.
Впрочем, если слухи о перевороте и выглядят фантастикой, то предположение о возможном преследовании Атамбаева — нет. Дальнейшее развитие предвыборной кампании должно показать реальный характер отношений между действующим лидером и его предшественником. Однако безусловно, что выходя на арену парламентской борьбы, Атамбаев ещё больше злит своих противников и ему нужно ожидать удара.