Антииранский фронт на Ближнем Востоке теряет одного из участников. Египет отказался от участия в американской инициативе по созданию «арабского НАТО» (MESA). Минувшая встреча стран, которые намереваются сколотить региональную коалицию, состоялась без участия представителей Арабской Республики. Каир боится как политической краткосрочности данной идеи, выдвинутой президентом Дональдом Трампом, так и реальных последствий в рамках региона.
О том, что Арабская Республика отказалась от поддержки попыток американского руководства создать «арабское НАТО» со своими ключевыми союзниками на Ближнем Востоке, агентству Reuters сообщили четыре дипломатических источника. О своём решении египетская сторона проинформировала США и других членов MESA за некоторое время до встречи пока ещё не оформленной коалиции под эгидой Саудовской Аравии. Более того, Каир отказался отправлять своих представителей на переговоры в Эр-Рияд, встреча прошла без них. Египет предпринял соответствующие шаги за несколько дней до визита президента Арабской Республики Абдель Фаттаха ас-Сиси в США. Поездка египетского лидера стала второй с момента его избрания на пост президента в 2014 году. Впрочем, видится ас-Сиси со своим американским коллегой уже в шестой раз. В повестке изначально значились вопросы укрепления стратегического партнёрства между Соединёнными Штатами и Египтом, военного и экономического сотрудничества, вопрос о судьбе MESA официально заявлен не был.
Информированные источники утверждают, что Египет решил окончательно свернуть своё участие в инициативе из-за больших сомнений в её серьёзности. Руководство Арабской Республики не устраивало то, что Вашингтон так и не представил официального чёткого плана своей «арабской» инициативы. По словам источников Reuters, неуверенность в том, что президент Дональд Трамп одержит победу на следующих выборах и захочет ли его потенциальный преемник поддержать инициативу, также отразилась на решении Египта. Другие страны ещё не созданного военного блока реагируют на поведение Каира отрицательно, например, главный спонсор египетской стороны — Саудовская Аравия. В Каире опасаются, что реализация инициативы ещё больше усилит напряжённость в отношениях с Ираном — инициатива, которую первой выдвинула Саудовская Аравия в 2017 году, как известно, и была направлена главным образом на ограничение растущего регионального влияния Исламской Республики.
Помимо Америки и Саудовской Аравии участниками MESA являются Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман и Иордания. По словам двух источников Reuters, страны, остающиеся в блоке, продолжат продвигать эту инициативу и оказывать дипломатическое давление на египетскую сторону, чтобы она изменила своё решение по поводу членства. Шаг Египта не считают окончательным.
Мы все хотим его (Египта. — News.ru) возвращения, — сказал другой источник.
Очевидно, что самоотвод Арабской Республикой, которая располагает едва ли не крупнейшими в арабском мире вооружёнными силами, является очередной неудачей инициативы по созданию «нового НАТО». Реализация плана по формированию антииранского блока уже была осложнена скандалом вокруг убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги в октябре 2018 года в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле. Тогда главным подозреваемым с подачи турецких властей стал наследный принц Мохаммед бен Салман. С Эр-Риядом многие международные игроки поспешили сократить связи не только в экономической, но и в военной сфере.
Во время встречи с президентом Египта Дональд Трамп заявил о том, что Каир достиг большого прогресса в деле борьбы с терроризмом.
У нас есть множество тем для обсуждения: военная сфера, торговля. И надо сказать, был достигнут большой прогресс во многих отношениях в том, что касается борьбы с терроризмом, и в других сферах в Египте. То, что произошло, действительно замечательно, — сказал американский лидер.
По его словам, египетская сторона — важный торговый партнёр, с которым у Соединённых Штатов давно не было такого уровня отношений. Впрочем, у Каира есть повод обижаться на своего американского союзника, который теперь угрожает санкциями за покупку у России самолётов Су-35. Госсекретарь Майкл Помпео на слушаниях в одном из подкомитетов комитета по ассигнованиям Сената Конгресса заявил, что Каир уже дал Вашингтону соответствующие уверения. Потенциальная сделка, по мнению американской стороны, противоречит закону «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA).