Визит российского министра в Ереван начался вечером 10 ноября. Сойдя с трапа, он сразу направился в Национальную галерею Армении, чтобы принять участие в открытии выставки, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, вместе со своим визави Зограбом Мнацаканяном. Осветить это событие пришло большое число журналистов, что создало видимые проблемы при осмотре экспозиции: несколько человек случайно задели одно из полотен на стене, и оно сильно покосилось. Организаторам пришлось поправлять его и следить, чтобы подобная ситуация не повторилась и в других залах. Однако главы МИДов вряд ли это заметили: они увлечённо слушали экскурсовода.
Утро следующего дня было посвящено двусторонним переговорам Лаврова с премьер-министром Армении Николом Пашиняном и главой МИДа страны Зограбом Мнацаканяном. По итогам последних министры подписали план межмидовских консультаций на 2020–2021 годы. Ожидалось, что в ходе визита будет подписан ещё один, не менее важный документ, а именно меморандум о допуске российских экспертов в созданные при финансовой поддержке Пентагона биолаборатории в Армении. Как писала в конце октября газета «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, предполагалось, что документ будет подписан в ходе визита Лаврова в Ереван. Планировалось, что доступ к биолабораториям получат в том числе и российские военные специалисты. Вероятно, для подписания документов сторонам понадобится ещё одна встреча, возможно, на этот раз в Москве.
Как пояснил на совместной пресс-конференции глав МИДа Лавров, документ находится на этапе межведомственного согласования.
Эти вопросы мы сегодня обсуждали, они также обсуждаются и по линии Министерства здравоохранения. Наш министр Вероника Игоревна Скворцова была здесь с визитом, общалась со своими коллегами. И сегодня мы отметили, что в целом переговоры по тексту меморандума завершены, сейчас документ проходит межведомственное согласование на каждой стороне, и рассчитываем, что в ближайшее время он будет подписан, — сказал российский министр.
Отвечая на вопрос армянского журналиста, можно ли считать проблемный момент в российско-армянских отношениях снятым, он добавил, что «надо сначала подписать меморандум и начать его осуществлять».
Любой вопрос снять полностью невозможно. Он остаётся не как требующий какой-то договорённости, а как требующий выполнения. Подписав меморандум, мы будем его выполнять. Это будет процесс на постоянной основе, — добавил Лавров.
О нагорнокарабахском урегулировании Лавров говорил лаконично, отсылая журналистов к высказыванию Пашиняна о том, что все стороны должны быть удовлетворены конечным результатом.
Задолго до начала пресс-конференции журналистов волновал и другой насущный вопрос: пройдёт ли она в тишине. Когда российские журналисты приехали к зданию МИД Армении, их глазам предстала демонстрация: люди лежали на ступенях лестницы в тёмно-зелёных спальных мешках с плакатами на армянском. Создавалось впечатление, что митингующие собрались из-за предстоящих двусторонних переговоров, однако у людей была другая цель. Как объяснили представители внешнеполитического министерства Армении, с МИДом соседствует ещё несколько министерств и митингующие выражали свою позицию против проходящей в стране реформы образования. Как только журналисты скрылись в здании МИДа, протест перешёл в новую стадию. С улицы начал раздаваться шум, похожий, по мнению находящихся в здании, на звуки, издаваемые болельщиками на футбольном матче, или на «настройку музыкальных инструментов в консерватории». Отчётливо они были слышны и в зале для брифингов. К счастью, на время пресс-конференции протестующие согласились приостановить свою деятельность, и министрам удалось выступить в тишине.
Следующей остановкой в программе главы российского МИДа стал музей древних рукописей «Матенадаран», где министр выступил перед выпускниками дипломатической школы и студентами. Спрашивали Лаврова о Сирии, об отношениях с Евросоюзом и о текущих отношениях Москвы и Еревана. Один из студентов спросил у министра, есть ли у России сомнения относительно внешнеполитического курса Армении при новом правительстве. Лавров попросил молодого человека уточнить, о чём идёт речь, и привести конкретный пример, однако тот сделать этого не смог.
Давайте будем конкретные вещи обсуждать. Если у вас вопрос в стиле highly likely, то это в Англии так любят обозначать своё отношение к каким-то событиям, которые валят просто на Российскую Федерацию с поводом, без поводов, но как правило — без поводов, — сказал министр.
Финальным пунктом визита Лаврова стала встреча с президентом Армении Тиграном Саркисяном, которая прошла за закрытыми дверями. Дальше министр направился в Париж.