Президент России Владимир Путин 11 декабря совершит визит в Египет, где встретится с главой арабской республики Абделем Фаттахом ас-Сиси, говорится в сообщении пресс-службы Кремля.
Уточняется, что темой переговоров будут «вопросы развития российско-египетских отношений в политической, торгово-экономической, энергетической и гуманитарной сферах». Кроме того, Путин и ас-Сиси обсудят международную безопасность и обеспечение стабильности в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
О возобновлении воздушного сообщения и туристических потоков официально не говорится, однако эксперты считают, что такое решение может быть принято по итогам визита Владимира Путина, который недавно официально анонсировал свое участие в президентской кампании.
7 декабря «Интерфакс» со ссылкой на главу Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-главкома ВВС Виктора Бондарева сообщил, что в текущем месяце ожидается подписание соглашения между властями России и Египта о возобновлении авиасообщения между государствами. По его словам, договоренности по основным вопросам между правительствами государств уже достигнуты, предварительный текст двустороннего соглашения подготовлен, ожидается проведение юридической процедуры. Предполагается, что рейсы из России будут совершать посадку во втором терминале Каира, где обеспечена максимальная безопасность пассажиров за счет современного оборудования. Напомним, что воздушное сообщение между Россией и Египтом не осуществлялось после теракта в 2015 году, когда в небе над Синайским полуостровом был сбит самолет авиакомпании «Когалымавиа», летевший рейсом из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Погибли 217 пассажиров и 7 членов экипажа.
Как ранее отмечал портал News.ru, 29 ноября визит в Египет нанес глава Минобороны Сергей Шойгу. Министр встретился с ас-Сиси и обсудил на переговорах военно-техническое сотрудничество двух стран. На следующий день после поездки Шойгу был опубликован проект соглашения России и Египта о взаимном использовании военной авиацией двух стран аэродромов и воздушного пространства. Предполагается, что соглашение будет действовать в течение пяти лет и может быть продлено. Оно не распространяется на самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, а также на самолёты, перевозящие опасные грузы.
Последнее время Египет активно покупает российскую военную технику. В начале июня 2017 года в Сети появились фотографии из порта Александрия во время разгрузки зенитной ракетной системы С-300ВМ «Антей-2500». Египет стал вторым после Венесуэлы заказчиком этой системы, а первые поставки технологического оборудования ЗРС начались весной 2015 года. Осенью 2015 года стороны подписали контракт на поставку 46 вертолетов Ка-52 (согласно сведениям, опубликованным в декабре 2015 года в корпоративном журнале холдинга «Вертолеты России»). Также Каир является заказчиком примерно 50 истребителей МиГ-29М/М2 (точных сведений об этом контракте нет). В конце апреля 2017 года заместитель министра обороны Египта Мохаммад эль-Кешки заявил, что республика начала получать первые истребители МиГ-29 по контракту с Россией. Также есть информация о договорённостях по поставке крупной партии танков Т-90МС в Египет.
Визит российского президента предполагает заключение серьезных договоренностей, а не соглашений о намерениях. Спектр возможных сделок довольно широк. Скажем, в ноябре стало известно, что "Роснефть" в ближайшие четыре года намерена инвестировать более $2 млрд в газовое месторождение Zohr в Египте. Ранее этой осенью компания закрыла сделку по покупке 30% этого месторождения, которое было открыто в 2015 году итальянской компанией Eni. Ее потенциал, по существующим оценкам, — более 30% оцененных газовых запасов в Египте. Другой вопрос, что представители крупнейшего нефтедобытчика Exxon Mobil также сейчас проводят переговоры с египетскими чиновниками об инвестициях в нефтегазовую промышленность страны, тем не менее Россия и Египет могут заключить какие-либо договоренности в сфере энергоресурсов.
Договоренности по возобновлению авиасообщения возможны, однако здесь не все просто. С одной стороны, были сообщения, что Египет хотел бы привязать предоставление инфраструктуры для российской военной авиации с возобновлением полетом гражданских лайнеров. Не исключено, что это на самом деле так. С другой стороны, возобновление авиасообщения сопряжено с рисками — здесь какие-либо гарантии можно получить только если российские специалисты будут работать в зонах досмотра и т.д., но насколько к этому готовы египтяне — сложный вопрос. В любом случае это решение сопряжено с рисками.
Военно-техническое сотрудничество вроде бы не стоит в повестке визита, однако здесь также есть что обсуждать — египетская сторона активно заказывает российскую военную технику, однако из-за сложного экономического положения испытывает трудности с оплатой заказов, несмотря на кредиты Саудовской Аравии. Возможно, оплата новых контрактов пойдет в счет аренды египетской инфраструктуры российскими военными. Хотя здесь также много вопросов.
Одно дело поставлять вооружение Египту для того, чтобы он боролся с радикалами на Синайском полуострове и совсем другое — самим вмешиваться в ситуацию. База Сиди-Баррани (недалеко от границы с Ливией) вроде нуждается в модернизации и может полноценно заработать только в 2019 году. Конечно, взаимодействие России и Египта по ливийскому треку не предается широкой огласке, тем не менее Каир последний год выступал своего рода плацдармом для определенной помощи, которая оказывалась Москвой командующему Ливийской национальной армией Хафтару. Возможное использование Сиди-Баррани пойдет на пользу Каиру и Москве по решению задач в Ливии, однако подобная стратегия должна вызывать беспокойство у европейцев. Наша база в Тартусе сравнительно недалеко от Суэцкого канала, а тут еще объект с другого фланга от нефтяного трафика, ведущего в Европу... Но подобная многоходовая игра, цель которой закрепление России в стратегическом районе, действительно возможна.