Арест основателя Wikileaks вновь превращает Джулиана Ассанжа в знаковую политическую фигуру, вокруг которой предстоят неслабые идеологические бои чуть не по всему миру. И пусть он уже не возглавляет своё «бюро расследований», пусть он уже не носитель информации, смертельно опасной для карьер государственных деятелей, но очевидно, что сейчас он на наших глазах вновь превращается в глобальный символ свободы слова, свободы знать, свободы отделять пропаганду от сермяжной и иногда пугающей правды. Именно поэтому и отношение к его личности, реакция на перспективы его преследования становятся оселком или лакмусовой бумагой для проверки и уточнения позиций.
Но вот что интересно. Казалось бы, уж нашим внесистемным либералам надо горой стоять за разоблачителя грязных игр властей. Так, нет же. Никто коллективных петиций в его защиту не подписывает, к коллегам на Западе для объединения усилий не апеллирует. А ближайший соратник Алексея Навального, Леонид Волков, пошёл ещё дальше и сравнил в своём посте Ассанжа с отстранённым от власти суданским диктатором аль-Баширом: и тот, и другой засиделись (хотят тут уж сравнение хромает!), обоих надо придать суду, и того, и другого ни капли не жалко. Вот оно как.
Иными словами, если развить такой эмоциональный пост, то выходит примерно следующее: не тех Ассанж разоблачал, не те тёмные закоулки большой политики подсвечивал, а потому пусть его и осудят в самой демократической стране, где до сих пор практикуют смертную казнь. То есть в понимании видного либерального бывшего руководителя штаба Навального бывает «наша свобода слова» и не наша. Разоблачать «кровавую путинскую диктатуру» — это благо и доказательство свободы совести и чести. А вот уничтожать карьеру мадам Клинтон, придав гласности её электронную переписку, это преступление, достойное электрического стула. Нельзя подрывать веру в чистоту помыслов заокеанских демократов. Такой вот парадокс восприятия.
Кстати, за океаном всё громче звучат призывы к президенту Трампу помиловать Джулиана Ассанжа. А адвокат Трампа Рудольфо Джулиани вообще уверен, что Ассанж может сообщить сведения, которые покажут негативную роль именно Украины в ходе прошлых президентских выборов. Украины, а не России, которую так и не смогли прицепить к предвыборной кампании Трампа. Ну, уж тогда, видимо, австралиец, по мнению окружения Навального, точно будет достоин петли.
Так что знаменитое изречение Вольтера — «Я не разделяю ваших убеждений, но я готов отдать жизнь за то, чтобы вы могли их высказать» — не для наших рукопожатных. Леонид Волков призывает скорее отнять жизнь за такое право. И что-то в среде его идеологически близких соратников не слышно голосов осуждения.