Русских оставляют без православия и под санкциями

Мир 10 сентября, 2018 / 19:25

Переход противостояния Москвы со странами Запада в религиозную плоскость чреват серьёзными последствиями для православных верующих в России. Поддержанная государственной пропагандой жёсткая позиция Московской патриархии по отношению к стремлению константинопольского патриарха предоставить полную самостоятельность (автокефалию) церкви на Украине может не только спровоцировать раскол в православном мире, но и поднять вопросы о каноничности (легитимности) самой Русской православной церкви, а прихожан РПЦ поставить в один ряд с еретиками и раскольниками.

Томос войны

В настоящее время в православном мире признана только Украинская православная церковь Московского патриархата. Она имеет самостоятельность в решении внутренних вопросов, но формально продолжает оставаться частью РПЦ. Помимо неё на Украине есть так называемая Украинская церковь Киевского патриархата во главе с бывшим митрополитом Филаретом, преданным анафеме в Москве. News.ru подробно рассказывал, как развивался конфликт, который во многом имеет политическую подоплёку: власти Украины хотят иметь полную независимость от России, а имеющиеся церковные связи — важный аргумент сторонников единства Русского мира и евразийской интеграции под контролем Москвы.

Право издать томос (постановление) об автокефалии имеет только константинопольский патриарх, который носит титул вселенского и первого среди равных предстоятелей поместных церквей. До недавнего времени, несмотря на давление со стороны как гражданских властей Украины, так и некоторой части православной общественности страны, патриарх Варфоломей отказывался рассматривать вопрос об автокефалии. Он много раз подчёркивал, что считает единственной канонической церковью в стране ту, которую возглавляет подчиняющийся Москве митрополит Онуфрий. Одновременно Московская патриархия признавала главенство константинопольского патриарха в православном мире.

Всё изменилось коренным образом после встречи патриархов Кирилла и Варфоломея в Стамбуле 31 августа. На следующий день после переговоров, 1 сентября, Варфоломей обвинил Москву в череде неканонических вмешательств в дела церкви на Украине начиная с XIV века. Помимо этого было заявлено, что переход Киевской митрополии от Константинопольского патриархата к Московскому в 1686 году носил временный характер и Константинополь никогда не переставал считать Украину своей канонической территорией.

Фото: Danil Shamkin/ZUMAPRESS.com/Global Look PressПатриарх Киевский Филарет

7 сентября Генеральный секретариат Священного синода Константинопольского патриархата опубликовал коммюнике о назначении архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) экзархами (управляющими) Константинопольской церкви на Украине. В изданном документе сказано, что посланцы вселенского патриарха должны подготовить автокефалию церкви на Украине.

На следующий день Священный синод РПЦ принял специальное заявление, в котором коммюнике Константинопольского патриархата названо «грубейшим попранием церковных канонов». «Константинопольский патриарх приводит ложные толкования исторических фактов и ссылается на якобы имеющиеся у него исключительные властные полномочия, каковыми он в действительности не обладает и никогда не обладал», — говорится в документе и параллельно даётся обещание скорых ответных действий со стороны Московской патриархии.

Ещё более резко выступил председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Илларион.

«Константинопольский патриархат, таким образом, теперь уже открыто встал на тропу войны. И это война не только против Русской церкви, не только против украинского православного народа. Это война, по сути дела, против единства всего мирового православия. Потому что если этот, я бы сказал, подлый и вероломный проект будет доведён до конца, большинство православных верующих Украины не примет эту автокефалию. Русская православная церковь не примет это решение. Мы будем вынуждены разорвать общение с Константинополем, и тогда уже Константинополь не будет иметь никаких прав на то, чтобы претендовать на лидерство в православном мире. Сейчас Константинопольский патриархат позиционирует себя как своего рода лидер 300-миллионного православного населения планеты, патриарх Константинопольский воспринимается как чуть ли не православный папа. Но, по крайней мере, половина от этого 300-миллионного населения больше не будет его признавать даже первым в семье православных церквей. Я думаю, что за это деяние патриарх Варфоломей будет нести личную ответственность перед судом Божьим и перед судом истории», — сказал Илларион.

В Москве настаивают, что за автокефалию выступают только раскольники во главе с Филаретом и его никем не признанным Киевским патриархатом, а вот иерархи канонической церкви хотят остаться в РПЦ. Однако мысль об автокефалии существует и в епархиях, которые сейчас продолжают подчиняться Москве. Филарету подчинены 2781 приход и 22 монастыря, они давно считаются в Москве утерянными и раскольническими. Но потерять именно каноническую украинскую церковь, в ведении которой 11 358 приходов и 191 монастырь, Московская патриархия не хочет.

Политика и религия

Сохранение Украинской церкви в составе РПЦ остаётся важным инструментом влияния Москвы на всю украинскую политику, в этом смысле объяснимо нежелание Московской патриархии лишаться контроля над 11 тысячами приходов из 26 тысяч по всему миру. Проблема в том, что для всех верующих церковные решения носят печать божественного провидения и не могут быть продиктованы политическим моментом. В глазах последователей церковь — не общественный институт, где люди могут принимать те или иные административные решения, а сообщество последователей Христа, которое управляется божественной волей. Церковь как объединение христиан существует не как земная группа единомышленников со своей иерархией, но исключительно как данный свыше инструмент сохранения истинной веры. Поэтому ни одна религиозная структура внутри вселенского православия не имеет права переписывать под себя имеющиеся правила, в отличие от других общественных или политических организаций.

В политике возможны расколы между единомышленниками. Например, внутри партии последователей учения Карла Маркса может появиться группа, которая посчитает, что партийное руководство отошло от правильного понимания учения, провозгласит себя «истинными последователями», создаст новую партию и спокойно продолжит прежнюю деятельность. Но те, кто не согласен с церковным руководством, не могут создать свою церковь под тем же названием, а станут в глазах подавляющего числа верующих раскольниками и носителями ереси просто потому, что сама суть церкви не подразумевает за людьми возможности принимать судьбоносные решения самостоятельно, без божественной воли.

Когда поместный собор избирает патриарха, считается, что избирают его вовсе не люди, а сам Бог руками верующих. Кто не верит в божественный промысел, не может считаться последователем церкви. Например, в ноябре 1917 года патриарха выбрали путём простого жребия, который доверили тянуть простому старцу Зосимовой пустыни Алексию. Патриарха Тихона, который в первом отборочном туре набрал меньше всего голосов, признала предстоятелем вся церковь, так как считала его избранным свыше.

Фото: Сергей Киселев/АГН "Москва"

Церковная иерархия тоже считается установленной свыше. Первым среди пастырей до 1054 года считался папа римский. Его принимали за первого среди равных исключительно потому, что сам Христос говорил об этом апостолу Петру, который считается всеми христианами первым римским папой. «Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах», — сказано в 16-й главе Евангелия от Матфея. Поэтому во время жарких споров о догматах на вселенских соборах именно позиция папы римского сразу прекращала все дискуссии и безоговорочно принималась участниками соборов, которые верили в изначальную правоту римского престола, ведомого волей Отца Небесного.

Теми же мотивами сохранения истинной веры руководствовался московский патриарх Никон, чьи действия 1650−60 годов привели к расколу и появлению старообрядцев. Пересмотр богослужебных книг и обрядов вызвал недовольство у верующих, но Никон считал недопустимым сохранение прежних канонов, которые превращали Русскую церковь в сугубо национальную секту. Никон стремился, чтобы в России была не какая-то своя религия, а относящаяся к вселенскому православию. Главным вопросом реформы Никона был вовсе не тот, креститься двумя или тремя перстами, а будет ли русский народ исповедовать что-то своё или будет неукоснительно следовать за Христом. На пути к восстановлению истинной веры патриарх считал возможными любые жертвы, так как задача церкви не понравиться людям, но спасти их от заблуждений для жизни вечной. «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Матфея 16:23)», — говорил Христос Петру, который не хотел верить, что его учитель должен умереть на кресте.

Точно так же, согласно божественной воле, константинопольский патриарх верующими признаётся вселенским. По преданию, ещё в 38 году нашей эры апостол Андрей Первозванный рукоположил своего ученика Стахия в епископы города Византия, на месте которого через триста лет был основан Константинополь. На Четвёртом (Халкидонском) вселенском соборе в 451 году константинопольский патриарх Акакий впервые был удостоен титула вселенского, второго среди иерархов после папы римского. С тех пор полное наименование константинопольского патриарха — Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх. После раскола 1054 года константинопольский патриарх считается главным иерархом в православном мире.

Судьба православных в России

На протяжении всей истории христианская церковь крайне резко относилась к тем, кто шёл против общего решения. Так как все принимаемые правила и постановления считались проявлением божественной воли, несогласных с решениями быстро объявляли еретиками. К примеру, древние восточные церкви (Армянская, Коптская, Эфиопская, Эритрейская, Сирийская, Маланкарская) хотя и признаются по духу христианскими, но не считаются православными или католическими — они не приняли решение Четвёртого вселенского собора. Несогласных с реформами Никона верующих в России на соборах 1656, 1666 и 1667 годов объявили еретиками и предали анафеме.

Одновременно история показывает, что расколы и взаимное недоверие преодолеваются сложно. Только в 1965 году папа римский и константинопольский патриарх сняли друг с друга взаимные анафемы, наложенные в 1054-м. Сейчас католическая и православные церкви считаются сестринскими. Раскол со старообрядцами был преодолён только в 1929 году, когда местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий признал возможность использования двуперстного крёстного знамения.

Фото: Кирилл Зыков/АГН "Москва"

В современном мире по причине непонимания между иерархами многие верующие остались без признанной всеми церкви. Так, в подвешенном состоянии оказались православные Абхазии и Южной Осетии, не желающие находиться под управлением Грузинской церкви и не принятые Московской патриархией. Раскольниками считаются последователи непризнанного киевского патриарха Филарета.

Сейчас может оказаться, что верующими без церкви останутся миллионы верующих в России, Белоруссии, Молдавии, странах Балтии и других государствах, где храмы подчиняются Москве. Отказ Московской патриархии принять курс вселенского патриарха на дарование автокефалии церкви на Украине, угроза начать «ответные действия» и разорвать общение с Константинопольской церковью могут быть хорошим политическим и пропагандистским приёмом, но с точки зрения следования божественным догматам ставят РПЦ вне мирового православия. Прихожане самой крупной православной церкви, согласно религиозным догматам, могут превратиться в тех, кто в угоду политическим интересам отказывается следовать за Христом, кто под соблазном «выстоять в окружении врагов» откажутся от жизни вечной.

Согласно самой сути православного вероучения, вопрос об автокефалии церкви на Украине решается божественной волей руками вселенского патриарха, а несогласие с этой волей отдаляет от Бога. И может так получиться, что украинский кризис будет не только причиной обременительных иностранных санкций, но и станет причиной того, что россияне лишатся ещё и надежды на спасение в загробном мире.