Страна — член БРИКС Бразилия подписала с США соглашение о совместной слежке за военно-космической активностью России. Заключая такие договоры, стороны обычно руководствуются не абстрактными союзами, а меркантильными соображениями, отмечают эксперты.
Министерство обороны Бразилии и стратегическое командование Вооруженных сил США (USSTRATCOM) заключили соглашение о совместном мониторинге космических запусков и изменения орбит спутников (Space Situational Awareness sharing agreement (SSA). «Для Бразилии очень важны партнерские отношения в космической деятельности. Подписание документа позволит нам работать при поддержке USSTRATCOM, предоставляет важный инструмент для содействия устойчивому использованию космического пространства. Совместное обеспечение безопасности космических операций будет основываться на тесной взаимосвязи между нашими странами», — цитирует официальный сайт СТРАТКОМ руководителя отдела стратегических операций Генштаба ВВС Бразилии генерал-лейтенанта Джефсона Борхеса. Ранее министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что видит большие возможности для космического сотрудничества с Бразилией.
Официальная цель соглашения — контроль за ситуацией в космическом пространстве — неофициальная, как отмечали СМИ, заключается в том, что SSA — часть выстраиваемой Штатами архитектуры космического баланса сил. Её задача — постоянный мониторинг космической активности России и Китая. Помимо Бразилии, соглашение с американцами подписали также Великобритания, Южная Корея, Франция, Италия, Япония, Израиль, Испания, Германия, Австралия, Бельгия, ОАЭ, Норвегия и Дания.
Решение Бразилии заключить соглашение с США идёт вразрез с прежней позицией. В 2013 году после публикаций Эдвардом Сноуденом сведений о слежке спецслужб США за бразильским руководством отношения между странами существенно ухудшились. Тогда страна демонстративно предпочла космическому сотрудничеству с американцами заключение контракта на сумму $400 млн по строительству спутника с французской компанией Thales. В 2013–2016 годах на территории Бразилии была развёрнута российская мини-сеть для слежения за космическими аппаратами отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Начиная с 2015 года Россия и Бразилия неоднократно заявляли о работе над совместным космическим проектом, ключевым элементом которого является запуск коммерческих спутников с бразильского космодрома Алькантара. Так как он расположен на экваторе, с него можно выводить спутники на орбиту по кратчайшей траектории и с минимальным расходом топлива. С 2005 года Бразилия сотрудничала по вопросу использования космодрома с Украиной, но в 2015 году соглашение было расторгнуто бразильской стороной из-за высокой стоимости ракеты-носителя «Циклон-4» и других элементов, которые партнёры обязались создать к 2006 году, но так и не выполнили условие. Сейчас Бразилия заключила соглашение с США, косвенно направленное против космических программ двух партнёров по БРИКС — России и Китая.
Космического сотрудничества в рамках БРИКС не существует, отмечает News.ru научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев: «При заключении таких соглашений страны не ориентируются на членство в условных объединениях, таких как БРИКС, а исходят из чисто меркантильных соображений». Бразильско-американское соглашение, по мнению эксперта, — «частная тема». У США есть собственная система контроля космического пространства, которая отслеживает все запуски и перемещения спутников, объясняет эксперт: «Подписание договора, видимо, означает размещение на территории Бразилии дополнительных пунктов слежения, которые повысят характеристики этой системы. За это Бразилия, видимо, получит от США финансовую компенсацию. То есть это — обычная аренда».
Что касается использования космодрома Алькантара для запусков российских спутников, то Моисеев напоминает, что Бразилия неоднократно предлагала использовать объект многим странам. «Недавно Бразилия заявила о готовности предоставить этот космодром на коммерческой основе абсолютно всем желающим, но его эксплуатация требует серьёзных финансовых вложений, а острой необходимости в нём ни у кого, кроме Израиля, нет», — резюмирует Моисеев.