В Европе с новой силой разгораются два старых скандала со сторонним финансированием политической элиты.
20 марта стало известно о задержании бывшего президента Франции Николя Саркози по делу о финансировании его избирательной кампании 2007 года. Расследование возможного финансирования властями Ливии предвыборной кампании Саркози было открыто ещё в апреле 2013 года. В марте 2011-го сын бывшего лидера Ливии Муаммара Каддафи Саиф-аль-Ислам заявил, что его отец спонсировал предвыборную кампанию Саркози, выделив на неё более 50 миллионов евро, в марте 2012 года издание Mediapart опубликовало документы о связях Каддафи с Саркози.
Кроме того, британский министр иностранных дел Борис Джонсон признал, что сыграл в теннис с женой одного из экс-министров Владимира Путина в обмен на пожертвование 160 тысяч фунтов стерлингов (13 млн рублей) Консервативной партии Великобритании.
«Джонсон подтвердил, что игра, за которую Любовь Чернухина заплатила в прошлом году (по открытым данным, мероприятие состоялось всё-таки не в прошлом, а в 2014 году. — News.ru) на устроенном тори мероприятии по сбору средств, состоялась», — отмечает журналист The Independent Джо Уоттс.
Ещё 30 тысяч фунтов (2,4 млн рублей) жена соратника Михаила Касьянова и экс-председателя Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимира Чернухина внесла в фонд партии за право ужина в компании министра обороны Гэвина Уильямсона. После отравления бывшего полковника Сергея Скрипаля он отметился своим публичным предложением России «отойти в сторону и заткнуться» .
Известный любитель тенниса Джонсон утвердительно ответил на вопрос журналиста Эндрю Марра в эфире BBC 1 об игре с женой бывшего российского чиновника, отмечая, что «до тех пор, пока не будут предъявлены доказательства в отношении отдельных россиян, я не думаю, что следует очернять весь народ». В свою очередь Гэвин Уильямсон в эфире телеканала ITV заявил, что все пожертвования прежде всего проходят должную проверку и не нарушают закон, если приняты от подданных Великобритании. «У нас есть вопросы к тому, что, как мы полагаем, делает российское государство, но не российский народ, и тем более не люди, покинувшие Россию и устроившие свою жизнь здесь, в Великобритании», — отметил глава британского оборонного ведомства, подразумевая, что Любовь Чернухина давно получила подданство Великобритании. «Они (подданные. — News.ru) должны иметь право принимать участие в жизни британского общества, а это включает в себя и политику», — заключил Уильямсон.
По данным The Independent, которое ссылается на информацию избиркома, помимо пожертвований за игру в теннис, Чернухина сделала ещё четыре взноса, в результате чего партии были предоставлены дополнительные 87,250 тысячи фунтов (7,1 млн рублей. — News.ru)», — отмечает газета, добавляя, что в 2016 году от неё поступило пять пожертвований на сумму 77,912 тысячи фунтов (6,3 млн рублей).
С критикой в адрес консерваторов выступил лидер Лейбористской партии Джереми Корбин. Выступая в Палате общин, он обвинил своих политических оппонентов в том, что они взяли в общей сложности 800 тысяч фунтов (65,2 млн рублей) «от российских олигархов и их соратников». Интересно, что ранее министр обороны Гэвин Уильямсон также обвинял Корбина, заявив, что тот, кто трижды встречался с иностранными разведчиками в годы холодной войны, — предатель страны и ему нельзя доверять. Причина — найденные новые документы в архиве тайной полиции Чехословакии в Праге, подтверждающие, что в 1980-е годы Корбин три раза встречался со шпионом Яном Дымичем, работающим на советскую разведку.
Скандал с теннисом ещё в 2014 году сразу получил политическую окраску и стал одним из весомых аргументов лейбористов в их политическом противостоянии с консерваторами. При этом СМИ отмечали, что ни тори, ни лейбористы особо не откровенничают о том, кто именно посещает их вечера для сбора пожертвований. Так, в 2013 году на одном из мероприятий консерваторов был замечен Андрей Бородин, который получил в Великобритании политическое убежище и поселился в поместье, стоимость которого по тем временам оценивалась в 140 млн фунтов. В Москве его обвиняли в хищении на сумму в 220 млн фунтов.
Помимо пожертвований, россияне активно вкладываются в британскую экономику, покупая недвижимость. Ещё в 2008 году, по данным Knight Frank, россияне стали основными покупателями особняков в Лондоне, обогнав арабских шейхов, которые традиционно инвестируют в британскую недвижимость. В 2016 году после Brexit количество запросов на покупку английской недвижимости со стороны россиян выросло на 20% при колебании бюджета сделок с покупателями из России в диапазоне от 1,5 млн до 10 млн фунтов.
Ситуацию прокомментировал известный британский комик-колумнист Марк Стил на страницах того же The Independent. В колонке «Консерваторы получили так много русских денег, что Путин не мог себе позволить отравить Скрипаля» он иронично замечает, что «план консерваторов заключается в том, чтобы взять у русских как можно больше денег, и тогда у них ничего не останется на покупку яда». «Борис Джонсон утверждает, что он главный в мире по антироссийской твёрдости, и пожертвования это доказывают. Дело в том, что хотя его партия брала деньги, он наверняка научил Любовь Чернухину мазать по мячу, теряя очки, что сейчас унижает её и её злобных друзей из числа олигархов», — пишет Марк Стил.
Любовь Чернухина до сих пор замужем за бывшим заместителем министра финансов России, который, по словам семьи, потерял расположение Владимира Путина, отмечается в статье The Independent. По данным «Коммерсанта», после того как в 2002 году Чернухин стал председателем ВЭБа, по настоянию Касьянова банку было доверено управлять пенсионными накоплениями. В мае 2004 года после отставки Касьянова Владимир Путин, наградив Чернухина орденом Почёта, уволил его из ВЭБа «в связи с переходом на другую работу», но нового назначения экс-банкир не получил и переехал в Лондон.
Ряд СМИ связывали переезд Чернухина с арестом экс-замдиректора департамента международных финансовых отношений, госдолга и государственных финансовых активов Минфина Дениса Михайлова, которого обвинили в раскрытии иностранным государствам — должникам России планы Москвы по взиманию долга.
В Великобритании Чернухин ушёл в тень, но его фамилия иногда мелькала в СМИ: в 2006 году — в связи с приобретением за 72 млн фунтов в Лондон-Сити шедевра архитектуры — бывшего офиса Midland Bank, где в 1964 году снимались эпизоды фильма «Голдфингер» о Джеймсе Бонде; в 2007-м — в связи с намерением купить новый самолёт Hawker 4000 за $17 млн. В 2014 году на предвыборном аукционе по сбору средств, организованном в Лондоне тори, победила супруга Чернухина, которая получила право сыграть в теннис с тогдашним премьером Дэвидом Кэмероном и Борисом Джонсоном, занимавшим на тот момент пост мэра Лондона. Как писал Forbes, в декабре 2017 года лондонский Арбитражный суд признал экс-председателя Внешэкономбанка (ВЭБ) и замминистра финансов в правительстве Касьянова Виктора Чернухина совладельцем компании «Трёхгорная мануфактура». В связи с этим лондонский арбитраж обязал структуру, подконтрольную Олегу Дерипаске (ранее владельцем «Трёхгорной мануфактуры» считалась промышленная группа «Базовый элемент»), выплатить Чернухину $95,2 млн.