К настоящему моменту администрация Дональда Трампа рассматривает десять кандидатур на пост помощника президента США по национальной безопасности. Об этом сообщил телеканал CNN со ссылкой на свои источники. Среди них — специалист по российской тематике Стивен Биган, который в настоящее время занимается Северной Кореей. Пока что американской структурой по нацбезопасности руководит бывший заместитель Болтона. И он не самый простой человек в администрации.
О том, что администрация Трампа рассматривает десять кандидатур на пост Болтона, CNN рассказали сразу несколько источников. В числе претендентов называют даже спецпредставителя США по Ирану Брайана Хука. По крайней мере, известно, что сам Хук заинтересован в этой должности. К нему неплохо относятся в Белом доме, и он не считается столь конфликтной фигурой, как бывший подчинённый Трампа. Другой кандидат — это Рикки Уодделл, генерал-майор в запасе, который почти два года служил заместителем помощника президента по нацбезопасности. Важным претендентом на эту должность, по словам источников CNN, можно считать американского спецпредставителя по Северной Корее Стивена Бигана. Он имеет неплохие отношения с шефом американской дипломатии Майклом Помпео и, как известно, оказывает определённое влияние на Трампа на северокорейском треке.
По данным американского телеканала, в числе кандидатов — Роберт Блэр, который является помощником по национальной безопасности исполняющего обязанности начальника штаба ВС США Мика Малвани, а также Кит Келлог — помощник вице-президента Майкла Пенса. Помимо этого, администрация Трампа рассматривает кандидатуры посла США в ФРГ Ричарда Гренелла и посла в Нидерландах Пита Хукстра. По этим данным, в списке претендентов — имена полковника армии в отставке Дугласа Макгрегора и бывшего представителя Болтона Фредерика Флейца. Заканчивает список отставной генерал Джек Кин. Считается, что он неофициально консультировал Трампа по проблемам в сфере национальной безопасности, в том числе и по переговорам с талибами («Талибан» запрещён в РФ). Впрочем, собеседники CNN предупреждают, что с учётом непредсказуемого характера президента США он может сделать неожиданный выбор.
Решение назначить временно исполняющим обязанности помощника президента США по национальной безопасности Чарльза Каппермана уже можно считать неожиданным. Капперман, который был заместителем Болтона, служил при Рональде Рейгане и входил в топ-менеджмент подрядчиков американского Министерства обороны — компаний Lockheed Martin и Boeing. Капперман — это скандальная фигура. Некоторое время назад он возглавлял вашингтонский Центр политики безопасности (CSP). Эта аналитическая организация долгое время была распространителем «теории заговора», связанной с мусульманами. В частности, CSP был сторонником версии, что организация «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ) проникла в американскую исполнительную власть. Совет по американо-исламским отношениям (CAIR) даже выдвигал требование, чтобы Каппермана отстранили от работы в администрации Трампа.
Основополагающей причиной увольнения Болтона с поста помощника по национальной безопасности стали последние сообщения о разногласиях внутри Белого дома на афганском треке. Как пишет издание Politico, Трамп был взбешён тем, что информация о его спорах с Болтоном по Афганистану стала достоянием общественности. Как известно, последний продвигал идею о необходимости силового сценария в Афганистане, в то время как Трамп пытался финализировать сделку с представителями «Талибана». Сообщается, что экс-помощник президента выступал категорически против, чтобы талибы приезжали в Кэмп-Дэвид — резиденцию Трампа. Когда данные об этом попали в американские СМИ, в администрации заподозрили, что их «слили» приближённые Болтона. Так и непонятно, кто принял решение от отставке — принадлежало ли оно экс-помощнику президента или глава государства сам отдал распоряжение. Важно то, что Белый дом лишился важного человека, который отвечал за ряд внешнеполитических досье.
Кто бы ни занял место Болтона, необходимо заметить, что ему придётся взять на себя все те каналы связи, которые экс-помощнику Трампа удалось установить с другими международными акторами. Это требует времени и сил.