Бикини и шариат: Эр-Рияд готовится к туристам

Мир 06 апреля, 2018 / 08:49

В богатой и самой консервативной стране, колыбели ислама — Саудовской Аравии — до сих пор практикуют телесные наказания — публичные удары плетьми и ампутации конечностей. Здесь запрещён алкоголь, рестораны разделены на секции (семейная зона, для мужчин и для женщин), а молодым женщинам запрещено въезжать и перемещаться по стране без сопровождения опекуна-мужчины.

Годами Саудовская Аравия выдавала только рабочие, семейные визы и групповые визы для паломников, совершающих хадж в Мекку (тур должен быть организован компаниями, аккредитованными в КСА для организации хадж-туров) или умру — малое паломничество. В прошлом году страну посетило 18 миллионов человек, большинство из которых верующие, пишет эмиратский The National. Одиночные путешествия были под запретом, учитывались отметки в прошлых загранпаспортах, а заявителям с пометками о посещении Израиля отказывалось в получении визы вне зависимости от цели визита.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Mohammed Hamoud

Однако теперь одна из самых закрытых стран не только Ближнего Востока, но и мира готова открыться и для обычных путешественников. На днях представители саудовской комиссии по туризму и национальному наследию заявили, что в сотрудничестве с министерствами внутренних и иностранных дело завершено создание правил, регулирующих планируемую выдачу туристических виз в королевстве в этом году. Документы представлены на утверждение кабмину. Как отмечает Saudi Gazette, одобрение должно быть получено в течение 30 дней. Ранее представитель комиссии Омар аль-Мубарак рассказал об упрощении королевством правил въезда для женщин без мужского сопровождения — то есть туристки старше 25 лет в перспективе смогут получать, как и все туристы, однократные визы сроком действия до 30 дней.

Сектор туризма был выделен правительством в качестве ключевой движущей силы для роста в рамках стратегического экономического плана «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030» по диверсификации экономики. Амбициозная программа направлена на снижение зависимости страны от нефти и развитие частного сектора экономики, подчёркивает саудовский канал Al-Arabiya. В настоящее время около 900 000 саудовцев работают в секторе путешествий и туризма, замечает иорданское издание Al Bawaba со ссылкой на официальные саудовские данные.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Pradita Utana

Учитывая, что представители мусульманского мира и так могут приехать в КСА в рамках религиозного паломничества, очевидно, что саудовские власти надеются на приезд туристов из немусульманских стран, пишет специализированный портал Traveller.com.au, отмечая, что вопросы логистики и этики пока находятся в подвешенном состоянии.

Для людей западного мира предусмотрено создание неких полуавтономных зон, где отдыхающие могут употреблять алкоголь, а женщины щеголять в бикини, передаёт корреспондент американского National Public Radio. Летом 2017 года власти Саудовской Аравии объявили о планах создать курорты на 50 островах в Красном море, чтобы на равных конкурировать с Дубаем и Шарм-эль-Шейхом. Сейчас в Эр-Рияде также завершается строительство шести веток метро из 85 станций — общей протяжённостью 170 с лишним километров. После 35 лет запрета ожидается открытие первых кинотеатров. К 2021 году планируется завершение строительства «развлекательного города», который включит в себя рекреационные, спортивные, культурные объекты, сафари, тематические парки.

Фото: wikipedia.org/Sammy SixМадаин-Салех

Как отмечают СМИ, туристические туры будут включать в себя также поездки к археологическим и историческим памятникам. Например, к небольшому городу Мадаин-Салех в 20 километрах от Эр-Рияда, построенному древними набатейцами и внесённому в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Отметим, что антикоррупционная риторика молодого наследного принца Мохаммеда, ликвидировавшего конкурентов на престол в том числе за счёт резонансных задержаний, совпадает с переходом страны к осуществлению масштабной внутренней программы, которую он лично курирует. Однако в Саудовской Аравии тесно переплетены отношения между религией и государством. И если среди молодёжи страны реформы принца пользуются популярностью, то среди консервативных кругов они вызывают закономерный протест.

Реакция «старогвардейцев» понятна: преобразования страны, включая открытие в ней туристических зон, должны быть естественными для народа, а не сводиться к королевской прихоти, пусть даже нацеленной на перекройку экономики королевства. Ещё одна проблема — восприятие подобных инициатив религиозными экстремистами, которые воспринимают их не иначе как осквернение «священной земли крестоносцами» и т.п.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Yasser Qudih

Таким образом, сегодня Саудовская Аравия находится на определяющем этапе своей истории. Королевство может быть либо модернизировано, либо дестабилизировано. В первом случае Эр-Рияд не только может преобразиться экономически, но и станет более свободной страной, с диверсифицированными политическими связями, в которых могут соседствовать, например, наряду с саудовско-американскими и саудовско-китайскими ещё саудовско-российские проекты. Но слишком резкие шаги молодого принца могут вызвать неприятие и сильное сопротивление внутри королевской семьи. Что может негативно отразиться на регионе и вызвать очередной кризис не только в КСА, но и в ряде стран региона.