Бенес Айо — новое лицо мировой социалистической революции

Мир 07 ноября, 2017 / 17:03

Многие жители Донбасса, ополченцы и трудящиеся празднуют Великий Октябрь и надеются вернуть социальную справедливость.

Сегодня на центральной площади Донецка корреспондент News.ru пообщался с современным лицом мирового социнтернационала — темнокожим латвийцем, воюющим в рядах ДНР, — Бенесом Айо.

Бенес родился в 1979 году на территории Латвийской ССР, в смешанной семье: мать — русская, отец — угандиец. Его становление как личности пришлось на период политических потрясений, когда в одночасье был разрушен Советский Союз. Распад некогда великой соцдержавы он, по собственному признанию, встретил с глубоким сожалением и болью.

«Развал СССР был запланированной акцией Запада: пример успешного построения социалистического государства был бельмом на глазу у западной буржуазии, — рассуждает ополченец, добавляя к „врагам“ и группу проворовавшихся чиновников. — Ленин незадолго до смерти писал: „Я боюсь двух вещей — коррупции и бюрократии“. Бюрократический аппарат партии всё возрастал и достиг апогея после Хрущёва. В итоге партийная верхушка полностью отделилась от народа».

В суровые 90-е, в отличие от многих, кто в это время сжигал свой партбилет, скрывал свою принадлежность к коммунистической партии, юный Бенес открыто вступил в ряды коммунистов. Кстати, «открытость» эта была весьма условной: в Латвии коммунизм приравнен к фашизму — пришлось уходить в подполье. За «призывы к насильственной смене власти» он три раза сидел в латвийской тюрьме. Требования Бенеса к латвийским властям были просты: предоставить русскоязычным право быть полноценными гражданами странами. Кстати, «последнего защитника» русских в Латвии, мэра Риги Нила Ушакова, он считает оппортунистом и предателем идей социал-демократии. Попав в Латвии в чёрный список, Бенес был вынужден эмигрировать в Англию, где вступил в местную компартию, стоящую на принципах марксизма-ленинизма. В Англии молодой социалист помогал левым осуществлять мероприятия и акции, в том числе в поддержку русскоговорящих жителей Украины. Здесь он и встретил известные события 2014 года.

Фото: Бенес Айо

«„Русская весна“ была ответом на приход к власти в Украине радикалов и националистов. В Крыму и Донбассе, по сути, случилась русская народно-освободительная революция. Посудите сами, мы заявили о независимости и ведём за неё борьбу, к власти пришли народные силы, а реакционная олигархия хочет всё вернуть себе, — считает Бенес и рассказывает своё видение тех событий. — Большинство левых организаций самой Украины сразу же поддержало „Русскую весну“. И не только партии. Примечательно, что народ собирался и в Крыму, и на Донбассе у памятников Ленину. Многие считали, что национализм и межнациональная рознь искусственно разжигаются украинской буржуазией в лице Фирташа, Коломойского, Таруты и других, чтобы отвлечь массы от классовой борьбы».

Первая поездка в Донбасс оказалась кратковременной — преследование новыми властями Украины не оставляло шансов на мирную борьбу за права. В лучших традициях членов Коминтерна начала прошлого века Бенесу пришлось пережить арест, пытки в подвалах СБУ и депортацию на родину, в Латвию. Здесь латвийские коммунисты помогли выбраться из-под полицейского контроля — через Эстонию и Финляндию Бенес попал в Петербург. Как видите, его скитания почти совпадают со злоключениями будущего вождя мирового пролетариата. Будучи активным ленинцем, Бенес явно гордится такими сходствами.

Фото: Бенес Айо

Но в отличие от своего кумира, он проявил себя и в военной сфере. Недолго пробыв в России, он уехал воевать за свои идеалы в Донбасс. Бенес отличился в ходе Дебальцевской операции, будучи в составе самоходно-гаубичного дивизиона 2-й бригады армии ЛНР. В ходе боевых действий он дорос до звания старшего сержанта, а по истечении срока контракта уволился из армии ЛНР и поступил на службу в Донецкой народной республике.

«Идеи социалистического интернационала живы на Донбассе: в наших интербригадах есть „левые“ итальянцы, словаки, сербы, латыши, бразильцы, англичане, французы. Люди с западноевропейским мышлением, свободным от предрассудков, видят, что реально народ Донбасса не хочет жить вместе с Украиной», — рассказывает Бенес об армии ДНР. Его слова о ситуации на передовой — это концентрированное мнение всего донбасского ополчения: «Многие на Донбассе думают, что нас слили, что скоро придёт НАТО под видом миротворцев и устроит геноцид, как в своё время в Сербской Краине. Но Владимир Путин чётко сказал, что миротворцы на Донбассе могут стоять лишь на линии соприкосновения украинских сил и ополченцев. А мы хотим, чтоб миротворцы были только россияне, как, например, в Приднестровье».

Параллельно с армейской службой Бенес учится на факультете политологии Луганского государственного университета — здесь создают условия для получения высшего образования или дополнительных знаний. Раз в неделю ему дают выходной, во время которого он занимается активной политической деятельностью: пишет статьи, делает видеообращения, выступает с лекциями, участвует в различных акциях и митингах. По его мнению, политическая подкованность позволяет уйти от насильственных методов борьбы.

Фото: Бенес Айо

«Мы не хотим воевать с Украиной. Наоборот, мы поставляли украинским трудящимся уголь вплоть до того момента, пока националисты не организовали блокаду Донбасса. В ответ объявлено о национализации украинской собственности. Надеюсь, что она пройдёт успешно и промышленность Донбасса будет служить своему народу. Но и этого мало. Мне бы хотелось, чтоб были национализированы и крупные промышленные предприятия местных бизнесменов, помогающих ДНР и ЛНР. В отличие от украинских, их бы мы не экспроприировали, а выкупили по рыночной стоимости», — размышляет Бенес.

Программа максимум для него и его единомышленников — это сделать из ДНР и ЛНР примерные социальные государства, к которым тянулись бы охваченные внутренними склоками украинские города и области. Но и российские проблемы не чужды для социалистов-интернационалистов.

«Считаю, что и в России должен быть пересмотр итогов приватизации. То, что фактически незаконно перешло в руки олигархов, должно быть возвращено народу. Но в данный момент мы видим обратное. Я, например, не понимаю, как такой человек, как Чубайс, может быть крупным государственным чиновником», — приводит он свои умозаключения.

Сегодня Бенес счастлив в Донецке. 7 ноября здесь празднуется с размахом, и он, как всегда, под любимыми красными стягами в окружении товарищей-однополчан. Это всё, что у него есть и чем он дорожит. Отец давно умер, мать-пенсионерка осталась в Латвии, а своей семьёй обзавестись не хватает времени. «В будущем... может быть», — стесняется ополченец. Иногда по Facebook он общается с родственниками из угандийского племени лану, говорит, что там народ тоже под гнётом и поэтому люди активно поддерживают его деятельность. Кто знает, может быть, следующим пунктом борьбы революционера-социалиста станет Африка.