Москва выводит российско-белорусские отношения на новый уровень, о чём может свидетельствовать назначение послом Михаила Бабича. Кроме дипломатической должности он получил пост спецпредставителя главы государства по развитию торгово-экономического сотрудничества с Белоруссией. Одной из задач бывшего чекиста и полпреда президента России в Приволжском федеральном округе станет корректировка политики Минска, в последнее время всё больше ориентирующегося на Запад.
Назначению Бабича в Белоруссии пытались сопротивляться, написал портал «Белорусский партизан».
Недавно Лукашенко отправил в отставку премьера и многих министров, так что Бабичу придётся работать с новым правительством. Новый кабинет будет в большей степени ориентироваться на Запад и выстраивать с ним более тесные отношения, говорил в интервью News.ru заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. Выстраивать взаимодействие с новым Советом министров Бабичу придётся также на фоне увеличения стоимости для Белоруссии российской нефти в результате налогового манёвра. Как замечал Bloomberg, такой шаг российского руководства может увеличить дефицит белорусского бюджета на треть — до $2 млрд.
Ожидаемое назначение Михаила Бабича послом в Белоруссии News.ru комментируют эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин и экономист Дмитрий Болкунец.
— С чем связано повышение статуса российского посланника в Минске?
Алексей Макаркин: Повышение статуса посла связано с непростыми двусторонними отношениями России и Белоруссии. Лукашенко сейчас постоянно маневрирует, не хочет однозначно ориентироваться на Россию. Он пришёл к власти в 1994 году благодаря именно пророссийски настроенным гражданам, этих сторонников он не хочет оттолкнуть от себя. В то же время президент хочет быть популярным у молодёжи, которая активно смотрит в сторону Запада.
Сейчас в Белоруссии всё чаще используются символы, которые были в начале 1990-х, где сочетаются белый и красный цвета. Замечу, что новым премьером назначен Сергей Румас, который, когда возглавлял Белорусскую федерацию футбола, разрешил на трибунах использовать бело-красно-белый флаг и герб «Погоня», которые своими символами считает прозападная оппозиция.
Все эти процессы в Белоруссии вызывают интерес у Москвы, как и то, что Лукашенко довольно активно сотрудничает с Украиной. Белорусский лидер негативно отнёсся к случившемуся в этой стране в 2014 году: и к свержению Януковича, и к присоединению Крыма к России, и к началу военной операции в Донбассе. Тем не менее, Лукашенко с Киевом сотрудничает, Минск Крым российским не признал. Вообще, в Белоруссии есть опасения, что Россия может вмешаться во внутреннюю жизнь страны, повлиять на транзит власти, когда Лукашенко будет уходить с поста.
Дмитрий Болкунец: Назначение Бабича послом с расширенными полномочиями не случайно и показывает важность для Москвы российско-белорусских отношений. На мой взгляд, Бабич будет заниматься продвижением идеи строительства Союзного государства. Без конституционного акта, который должен был быть давно подписан, проект Союзного государства выглядит несколько мифическим. Бабич должен придать импульс процессу госстроительства. Конечно, МИД России должен сформулировать внятную стратегию, которую можно будет предложить белорусам. Сейчас этой стратегии нет, непонятно даже, чего мы хотим достичь в строительстве Союзного государства.
Существует много проблем в области экономического сотрудничества. Минск выдвигает претензии к евразийской интеграции. Москва не может дальше предоставлять те преференции белорусской экономике, которые сегодня существуют. Бабич должен помочь найти консенсус по спорным вопросам. К тому же он сможет помочь Минску провести экономические реформы. На них, кстати, настроены и члены нового белорусского правительства. В целом, думаю, что назначение Бабича послом пойдёт на пользу двусторонним отношениям.
— Сможет ли Бабич повлиять на отношение белорусского руководства к России?
Алексей Макаркин: У Бабича появились расширенные полномочия, но что он сможет сделать? На самом деле, у России не так много возможностей влиять на ситуацию в Белоруссии. Лукашенко объективно нет альтернативы, со всеми конкурентами он справился, поэтому может проводить ту политику, которую сочтёт нужной. Одновременно Россия не может сильно давить на соседнюю страну экономически. Лукашенко ведь полностью не разворачивается на Запад, Белоруссия остаётся нашим союзником, а развязывать экономическую войну с союзником совсем неправильно. Сейчас ситуация такова, что Минск получил менее удобного российского посла, а Лукашенко создал менее удобное для Москвы правительство.
— Может ли Москва вместо прежних преференций, предоставляемых Белоруссии, предложить новые сферы взаимовыгодного сотрудничества?
Дмитрий Болкунец: Сотрудничество будет более активно развиваться, если будут выполняться ранее подписанные соглашения, например, о свободе перемещения товаров и капиталов. Сегодня многие российские бизнесмены в Белоруссии сталкиваются с давлением властей. Были даже случаи, когда инвестировавшие в белорусские предприятия предприниматели оказывались в белорусских тюрьмах. Конечно, это единичные случаи, но они сильно мешают приходу российских денег в Белоруссию.
Не менее важно, чтобы власть в Белоруссии перестала наказывать за инакомыслие. Недавно посадили журналистов, которые сотрудничали с российскими изданиями. Такие действия тоже не способствуют развитию бизнеса. Предыдущий российский посол постарался не замечать этой ситуации. На мой взгляд, Бабич должен заняться ещё и взаимодействием с белорусским гражданским обществом. Диалог с ним поможет вовремя выявить имеющиеся проблемы.