Противоречия между Соединёнными Штатами и Китаем в будущем будут только нарастать. При этом противостояние двух держав коснётся и других государств, а главным полем битвы станет Юго-Восточная Азия.
Во время закрытия сингапурского саммита АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины) премьер-министр страны Ли Сяньлун заявил, что государствам региона придётся в скором времени выбирать, чьим союзником стать — США или КНР. «Вы можете дружить с обеими странами, которые противостоят друг другу. Но иногда ладить с двумя государствами может быть неудобно. Для нас крайне желательно не принимать ничью сторону, но могут возникнуть обстоятельства, когда страны АСЕАН должны будут выбирать. Надеюсь, что это будет не скоро», — заявил Сяньлун.
На саммите не было президента Соединённых Штатов Дональда Трампа. Неявку американского лидера некоторые участники саммита и эксперты восприняли как признак сдачи США позиций в регионе. «Для жителей Азии присутствие на встрече говорит о многом. Если Азия имеет значение для Америки, почему ваш президент Трамп не здесь?» — спросил у членов американской делегации на открытии саммита представитель внешнеполитического ведомства Сингапура Томми Ко. «Отсутствие Трампа на встрече — это упущенная возможность», — прокомментировал ситуацию старший аналитик австралийского Института стратегической политики Хуонг Ле Тху. Кстати, председатель КНР Си Цзиньпин также не приехал на саммит, но его отсутствие не вызвало нареканий у участников встречи.
Стратегию Соединённых Штатов в регионе в своём выступлении обрисовал вице-президент США Майк Пенс. Из его слов можно было сделать вывод, что США действительно уступили Китаю позиции, но намерены сосредоточиться на сохранении влияния в регионе. «Мы все согласны, что империи и агрессии не место в Индо-Тихоокеанском регионе. Позвольте мне быть ясным: наше видение Индо-Тихоокеанского региона не исключает ни одну нацию. Для этого необходимо, чтобы государства относились к своим соседям с уважением и уважали суверенитет наших стран и международные нормы и порядок», — отметил Пенс.
Китайская делегация на саммите АСЕАН активно пыталась завоевать новых сторонников. Глава китайского правительства Ли Кэцян постоянно напоминал участникам встречи, что Пекин выступает за свободную торговлю в регионе, рисовал радужные перспективы для государств, если они будут развивать сотрудничество с Поднебесной. Риторика премьера КНР достаточно быстро нашла отклик у участников совещания. Например, президент Филиппин Родриго Дутерте заявил, что хотя его страна имеет территориальный спор с Пекином по поводу нескольких островов, он готов не обострять противоречия ради процветания всего региона. «Китай присутствует на спорных территориях, и такова реальность. Если мы проявим активность, то это вызовет сильный военный ответ со стороны Китая. Если там будет стрельба, то моя страна станет первой, кто пострадает», — сказал филиппинский лидер. Дутерте добавил, что готов пойти на компромисс и участвовать в работе по выработке кодекса поведения в Южно-Китайском море. Глава правительства КНР Ли Кэцян заявил, что Пекин тоже выступает за разработку кодекса и надеется на консенсус.
Растущую мощь Китая признал и премьер Сингапура — давнего союзника Соединённых Штатов. Ли Сяньлун подчеркнул, что США меняют свою стратегию в регионе, а потому всё больше ответственности за него будет ложиться на плечи Пекина. «Влияние Китая на остальной мир значимо, и я думаю, что всё больше и больше для Китая станет необходимым принять во внимание его влияние на остальной мир», — сказал он.
News.ru писал ранее, что Китай и США сегодня фактически находятся в состоянии холодной войны, а важным полем противостояния становится Юго-Восточная Азия. Саммит АСЕАН показал, что у Китая есть все перспективы ещё глубже экономически освоить территорию с населением более 600 млн человек. Усилия США сегодня больше сосредоточены на сохранении союзнических отношений с Индией: сейчас именно Дели больше всех сопротивляется торговой экспансии Пекина, по его инициативе рассмотрение соглашения о свободной торговле между АСЕАН и ещё шестью государствами Азии отложили до следующего года.
Другой вывод, который можно сделать по итогам мероприятия, — признание густонаселёнными странами Азии того факта, что сегодня в мире существуют всего две сверхдержавы: сохраняющие лидерство США и вытесняющий их Китай. Другие государства, какие геополитические амбиции не высказывали бы их руководители, вынуждены лишь наблюдать за игрой на большие ставки. Так, в то время как китайская и американская пресса живо дискутируют о разделе сфер влияния на континенте, сайт президента России скупо сообщает, что Владимир Путин принял участие в заседаниях сингапурского саммита, на которых стороны «обсудили вопросы укрепления региональной безопасности и противодействия терроризму, перспективы наращивания сотрудничества в сфере здравоохранения, высоких технологий и защиты окружающей среды».