По распоряжению главкома ВВС Сирии иранским силам и союзным шиитским боевикам запрещено использовать большинство сирийских военных аэродромов и находящиеся там ангары, отмечает издание Zaman al-Wasl. Утверждается, что решение было принято «после недавних нападений Израиля».
Источник издания, которое периодически публикует заслуживающие доверия инсайды, отметил, что беспрецедентное решение сирийского режима напрямую связано с недавним визитом Башара Асада к президенту Владимиру Путину в Сочи. Российский лидер тогда подчеркнул, что все иностранные силы должны покинуть уставшую от войны страну для достижения успеха в политическом процессе.
Zaman al-Wasl цитирует распоряжение командующего ВВС Ахмеда Баллуля, против которого США ввели персональные санкции в 2017 году. По его словам, теперь только военнослужащие сирийской армии могут находиться на авиабазах.
Примечательно, что 27 мая саудовский сайт Elaph сообщил о прошедших в иорданском Аммане неофициальных переговорах между Ираном и Израилем, посвящённых боевым действиям на юго-западе Сирии. Со стороны Ирана присутствовал посол страны в Иордании, Израиль представлял один из заместителей главы «Моссада». «Это кажется странным и нереальным, но Иран, похоже, начал осознавать масштабы потерь, понесённых в Сирии в результате последовательных израильских ударов», — отметило издание.
По открытым данным, в результате авиаударов ВВС ЦАХАЛ в апреле и мае погибло около 40 иранцев, включая старших офицеров армии. После обстрела 10 мая компания ImageSat International (ISI) опубликовала спутниковые снимки поражённых объектов в районе международного аэропорта Дамаска, из которых следует, что после ударов иранцы оставили свой командный пункт, известный как «стеклянный дом». Как отмечают специалисты, несколько месяцев назад у объекта постоянно стояли автобусы и грузовики, но после атаки ЦАХАЛ объект был эвакуирован, и поблизости пока не наблюдается никакой активности.
Известно, что после выхода США из СВПД Иран снизил снабжение своих прокси в Сирии. Отмечаются вывод иракских фракций в Ирак даже на фоне угроз атак «Исламского государства» (запрещено в РФ) и замена проиранских отрядов силами режима в ряде районов Дераа. Одновременно Тегеран, не отказывающийся от своих амбиций, усиливает разведдеятельность и вербовку сирийцев в местные отряды Локальных сил обороны, в том числе из восточных территорий САР.
Считается, что Корпус Стражей Исламской революции (КСИР) организационно отвечал за пять основных военных направлений, перекрывающих фактически всю Сирию, с функционирующими базами:
КСИР в операциях опирался не только на свой контингент и ополчение — Национальные и Локальные силы обороны, но и на интернационал — палестинскую бригаду «Аль-Кудс», набранные из афганских шиитов бригады «Фатимиюн» и пакистанские «Зейнабиюн», а также на ливанскую и иракскую «Хезболлу». Эти силы не подчиняются сирийским офицерам — только представителям КСИР, для которых Асад в прямом смысле открыл Сирию. Центральный штаб или командный центр, используемый иранскими силами, был расположен как раз в районе аэропорта Дамаска — в здании «стеклянный дом», куда, по некоторым данным, было запрещено въезжать сирийским военным. В итоге численность местных и иностранных нерегулярных формирований тогда и до сих пор превышает численность самой САА не менее чем в два раза.
Сирийские оппозиционные источники описывали «стеклянный дом» как строго охраняемое 180-комнатное здание, расположенное близко к взлётно-посадочной полосе для быстроты логистики и на случай, если придётся спешно эвакуироваться. Здание было неформально разделено на отделы, отвечающие за контрразведку, логистику, пропаганду и командование иностранными наёмниками и добровольцами. В здании также были молитвенные комнаты, небольшая клиника на 20 мест для раненых старших офицеров, а также тайники для хранения наличности. В этом смысле, писало Orient News, довольно нелогично, что Асад продолжал и продолжает обвинять своих противников в том, что они ориентировались на поддержку иностранных держав, при этом один из ключевых объектов «сделан из иранского стекла».
Не исключено, что «стеклянный дом» так или иначе будет использоваться в дальнейшем. Аэропорт в Дамаске считается «воротами в Ливан», которые служат для переброски отрядов и грузов военного назначения из Ирана в районы Ливана, подконтрольные «Хезболле». Тем не менее ясно, что иранцы, видимо, трансформируют своё присутствие в стране и в дальнейшем будут опираться на местные хомейнизированные группы.