Асад берёт Женеву измором

Мир 19 июня, 2018 / 19:04

Пока в России проходит футбольный чемпионат мира, а в Сирии проправительственные силы готовятся к операции, срывающей главную публичную договорённость российского и американского президентов в Мюнхене, представители Астанинской тройки — России, Ирана и Турции — провели выездную двухдневную серию встреч в Женеве, посвящённую политическому решению конфликта в Сирии. Делегации вместе со спецпосланником генсекретаря ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой обсудили вопросы формирования сирийского конституционного комитета, договорённость о котором была зафиксирована в ходе январского Конгресса сирийского национального диалога в Сочи.

В новых попытках активизировать буксующий формат Женевских переговоров Стаффан де Мистура в последний месяц проводит активные консультации: 6 июня он посетил Стамбул, где встречался не только с турецкими властями, но и представителями сирийской оппозиции — Высшего комитета по переговорам (ВКП) и Национальной коалиции оппозиционных революционных сил Сирии (НКОРС). 9 июня де Мистура находился с визитом в Тегеране, а 11 июня — в Египте. В качестве кандидатов в конституционный комитет, который должен заняться подготовкой предложений для конституции страны, должно быть представлено 150 человек: 100 из них — представители правительства и внутренней (умеренной) оппозиции, 50 — кандидаты от внешней оппозиции. При этом представитель ООН считает, что будущий консультативный орган должен включать не более 50 человек.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Thierry RogeСтаффан де Мистура

Как отмечает ТАСС, от продвижения в данном вопросе зависит и созыв второго Конгресса национального диалога. По словам спецпредставителя президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя министра иностранных дел Михаила Богданова, данная тема обсуждается. В то же время на 25 июня в Женеве также запланированы переговоры по Сирии представителей ООН с послами из Великобритании, Франции, Германии, Иордании, Соединённых Штатов и Саудовской Аравии. Очевидна попытка де Мистуры объединить два противоположных лагеря под эгидой ООН, что не может быть сделано без уступок с чьей-либо стороны. Наоборот — операция обескровленных сирийских войск, опирающихся на многочисленные местные и иностранные проиранские формирования, в юго-западной зоне деэскалации рискует вызвать новую волну ударов Израиля и США.

Фото: Global Look Press/Xinhua/Ammar Safarjalani

Отметим, что среди экспертов распространено мнение о том, что принятое во время майского визита в Сочи Башара Асада решение направить часть делегации для формирования конституционного комитета — некая уступка со стороны Дамаска. Ранее представители сирийского режима неоднократно подчёркивали, что создание конституционной комиссии должно быть одобрено указом президента Асада и что в Дамаске «не признают комиссии, которая будет создана без согласования с сирийскими властями» (цитата заявления советника министра иностранных дел республики Аймана Соусана). Однако насколько такую уступку можно считать действительно серьёзной — большой вопрос. Во время конгресса в Сочи доставленная в аэропорт турецким самолётом реальная оппозиция так и не попала туда из-за предсказуемого скандала с символикой мероприятия. Во время однодневной дискуссии между собой долго не могли договориться лояльные Асаду силы.

Фото: kremlin.ruПрезидент РФ Владимир Путин и президент Сирии Башар Асад

В итоге в состав конституционной комиссии могут окончательно пройти в основном представители Дамаска и «ручной» оппозиции, которая всегда довольно лояльно относилась к действующей сирийской власти. Следовательно, речь идёт не о национальном примирении, а о сохранении режима Асада практически без каких-либо изменений, но в условиях общей усталости внутренних и внешних игроков от сирийской войны. Что именно такой вариант продавливает Москва, стало понятно в начале 2017 года, когда Россия предложила свой вариант Конституции на переговорах в Астане — довольно абстрактный с абстрактным понимаем будущей политической системы, которую можно предложить любой стране мира. И хотя Москва сразу сделала оговорку, что это проект для межсирийских дискуссий, документ был явно заточен на сохранение существующего режима в российских интересах. Дальнейшее введение зон деэскалации в рамках Астаны позволило перебросить подразделения САА и союзников на восток, фрагментировать и подавить сирийскую оппозицию, по сути, «на земле» утвердили необратимость принятия подобного проекта за основу.

Неизвестно сколько будет продолжаться формирование конституционного комитета, на какое время может затянуться обсуждение окончательного проекта конституции, а главное — будет ли он утверждён ООН и странами, которые традиционно поддерживают сирийскую оппозицию. С другой стороны — понятно, что затягивание переговоров, реальные и имитационные споры вокруг основного документа играют на руку Москве и Дамаску. Подобный механизм, который формально находится в русле резолюции № 2254 ООН, в некотором роде затуманивает её реальный смысл. В документе чётко определена последовательность сирийского политического урегулирования: введение реального режима прекращения огня, создание переходного режима, проведение свободных и справедливых выборов. Вроде бы именно такое урегулирование и происходит, только с оговоркой, что оно по определению не может реформировать сирийский режим со всеми его многочисленными ошибками и перекосами, а придаёт ему дополнительную внутреннюю и внешнюю легитимность. Очевидно, подобные шаги позволят сымитировать стабильность в Сирии, однако большой вопрос, насколько она может быть долгосрочной.