Армянская политика вышла из берегов

Мир 25 апреля, 2018 / 16:28

В Армении продолжаются митинги. Лидер уличного протеста, депутат парламента Никол Пашинян заявил, что нельзя удовлетвориться только уходом с поста премьера Сержа Саргсяна. Поэтому он призвал людей не покидать площади. Новая цель демонстраций — отстранение от власти Республиканской партии, имеющей большинство в парламенте. В сложностях армянской политики, которая теперь делается на улицах, попытался разобраться News.ru.

Саргсяну не дают остаться

Фото: ТАСС/Артём Геодакян

Впервые люди вышли на площадь 13 апреля. Спустя четыре дня на фоне митингов 77 депутатов Национального собрания проголосовали за утверждение бывшего президента страны Сержа Саргсяна премьером правительства, против высказались только 17.

22 апреля состоялась встреча Саргсяна с Пашиняном. Оппозиционер сказал, что готов обсуждать только отставку премьера, на что Саргсян заявил о неприемлемости ультиматумов и ушёл. Через час Пашиняна задержала полиция, митингующих начали разгонять спецсредствами.

В понедельник днём Пашиняна отпустили, а Саргсян неожиданно объявил, что уходит в отставку. «Пашинян был прав. Я был не прав», — написал в прощальном письме глава кабмина.

Люди на улицах стали поздравлять друг друга, а протест превратился в народные гулянья с шампанским и шашлыками, которые жарили прямо на центральных площадях Еревана.

Саргсян не проявил силу и заявил, что «разные варианты» не для него. Проще говоря, он признал, что не готов драться за власть любыми средствами и пожелал армянскому народу «мира и гармонии».

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович Серж Саргсян

Согласно конституции страны, принятой с легкой руки Саргсяна на референдуме в конце 2015 года, глава правительства теперь — самый главный человек в стране, но если он уходит, в течение семи дней парламентские фракции должны представить свои кандидатуры на эту должность.

Во фракции лидера уличного протеста Пашиняна только 9 мест из 101, а у Республиканской партии Саргсяна — 58, то есть твёрдое большинство. Это значит, что наиболее вероятной кандидатурой на утверждение будет ставший исполняющим обязанности председателя правительства Карен Карапетян — соратник и бывший заместитель Саргсяна. Тем более что у Карапетяна нет такого негативного восприятия в массах, какое годами накапливалось по отношению к Саргсяну. Вот и многие прежние министры сохранили свои должности. Так и бывший премьер станет неформальным лидером страны. А главное, всё будет по закону.

Только в любой революции главный вопрос — это вопрос о власти. Никол Пашинян сейчас на острие политической борьбы. А перед ним маячит перспектива смириться с тем, что он как был лидером малочисленной оппозиции, так им и останется. Прежние заслуги постепенно забудутся, да и новая старая власть попытается сделать всё, чтобы об опасном «смутьяне» поскорее забыли.

Так что призыв Пашиняна выступить уже против всей правящей партии полностью вписывается в логику событий.

Уступки для Пашиняна

Армянские политики с поразительной последовательностью идут на поводу улицы. Карен Карапетян, которому, по идее, немного подождать, пока улягутся страсти, предложил провести досрочные парламентские выборы. «Мы предлагаем, давайте проведём внеочередные выборы, и если народ выберет его, он и пойдёт. Кандидат от народа избирается на выборах», — заявил и. о. премьера.

С Карапетяном не поспоришь, что для легитимации власти нужны выборы. Только сам контекст, в котором прозвучало предложение, подразумевает, что нужно устроить голосование именно для того, чтобы лидеры уличного протеста победили. Своим сторонникам, которые пусть и пассивно, но поддерживали власть, сама власть говорит, что они ошибались.

А может быть, люди, которые в большинстве своём голосовали за Республиканскую партию, отдавали свои голоса именно в расчёте на то, что политика не будет подчинена требованиям толпы?

Но если уж такой опытный политик как Серж Саргсян за неделю сдался под напором улицы и не проявил решимости, то что говорить о тех, кто плёлся в обойме бывшего лидера? Вот и исполняющий обязанности министра спорта и по делам молодёжи Грачья Ростомян подал в отставку.

Фото: facebook.com/hrachya.rostomyanГрачья Ростомян

Внешне всё выглядит так, будто переговоры о власти идут не в суверенном государстве, а в маленькой деревне на сельском сходе, где все друг друга знают. Главное — не программа действий, а чтобы местные активисты не шумели. Хотите управлять — пожалуйста, нет проблем.

Соединённые Штаты, которые любят даже в самых отчаянных радикалах видеть борцов за свободу, напомнили властям Армении о необходимости соблюдать какие-то писаные правила. «Эти митинги, акции гражданского неповиновения являются нарушением закона, и правительство обязано по возможности хорошо обеспечить общественный порядок и безопасность. Я уверен, что избрание кандидата в премьеры на улице не является демократией или путём укрепления демократии», — сказал посол США в Армении Ричард Милс во время встречи с Карапетяном. В ответ Карапетян только заявил, что власти и дальше будут пытаться вести какой-то общегражданский диалог.

И когда различные политологи упрекают Россию за некоторую отстранённость, то за скобками остаётся вопрос, как можно вообще говорить о политическом процессе в стране, где большинство руководителей готовы раствориться в воздухе. Вполне логично, что Кремль просто выразил надежду на нормализацию обстановки, не желая вообще никак влиять на ситуацию.

Лишь бы человек был хороший

Фото: ТАСС/Артём ГеодакянСитуация в Ереване после отставки премьер-министра Армении Сержа Саргсяна

Беда в том, что никто до сих пор не знает, каких вообще воззрений придерживается лидер протеста Никол Пашинян. Кто-то называет его проамериканским политиком. И нынешний уход Саргсяна действительно напоминает технологию «цветной» революции.

Другие называют Пашиняна крайним националистом — то есть, в армянских реалиях, человеком, который вместо решения экономических проблем будет бесконечно источать воинственные слова по поводу решения вопроса с Нагорным Карабахом.

Третьи, наоборот, вспоминают, что Пашинян был сторонником бывшего президента Левона Тер-Петросяна, который в 1998 году ушёл с поста из-за того, что предлагал вернуть Азербайджану ряд занятых армянскими войсками населённых пунктов. Кстати, Тер-Петросян в своё время запрещал партию радикальных националистов «Дашнакцутюн».

Но с Пашиняна никто и не требует программы развития страны. Ни люди на улицах, ни оставшиеся дома и наблюдающие за всем по телевизору, ни крупные политические силы.

Только как говорить о развитии в стране, где большинству, по сути, всё равно. Голосовали за Саргсяна, можно и за Пашиняна — какая разница? А если нет разницы, то и надежды на будущее весьма туманны.