Правительство в Афганистане стало козлом отпущения в дипломатическом процессе, который проходит под эгидой США. Теперь власти республики подвергаются нападкам со стороны как своих партнёров, так и региональных соперников. На недоговороспособность официального Кабула теперь указывают все — начиная от Вашингтона и заканчивая Исламабадом. Премьер-министр Исламской Республики Имран Хан накануне заявил, что действующий афганский кабмин препятствует прогрессу в мирных переговорах с повстанцами, поэтому его необходимо поменять на более нейтральный. В ответ Кабул отозвал своего посла из соседней страны — за вмешательство во внутренние дела.
Посол Афганистана в Пакистане официально был отозван для консультаций, причиной стали высказывания пакистанского премьер-министра, уточняется в сообщении афганского внешнеполитического ведомства. До этого в МИД Афганистана был вызван советник-посланник посольства Пакистана в Кабуле, чтобы он прояснил слова Хана.
Такие заявления — это очевидный пример пакистанской политики вмешательства и неуважения к национальному суверенитету Афганистана, — говорится в заявлении афганского внешнеполитического ведомства.
Некоторое время назад Хан заявил журналистам, что действующее правительство в Афганистане препятствует дипломатическому процессу, потому что настаивает на прямых переговорах между Кабулом и талибами (движение «Талибан» запрещено в РФ, но его представители неоднократно бывали в Москве на переговорах), которые, как известно, хотят говорить только с его спонсором — Вашингтоном. Масла в огонь добавило то, что Хан указал на необходимость формирования нейтрального временного правительства в Афганистане, которое смогло бы помочь мирному процессу.
Пакистан считается частью афганского вооружённого конфликта: именно на него возлагают ответственность за предоставление помощи талибам и обеспечение убежищем боевиков группировки. Принято говорить о прямых контактах между силовыми структурами в Исламабаде и врагами официального Кабула: само правительство Пакистана, как предполагается, не имеет никаких рычагов влияния на повстанческое движение. Из-за неспособности кабмина в Исламабаде что-либо сделать с ситуацией «на земле» в Афганистане от предоставления помощи Пакистану отказалась даже американская сторона.
На этом фоне высказывания Хана выглядят действительно смело — они могут свидетельствовать о стремительном падении политического веса афганского правительства. На ослабление его позиций указывают и действия американского руководства, которое не стало считаться с официальным Кабулом и инициировало переговоры с талибами напрямую, что ужасно расстроило президента Исламской Республики Афганистан (ИРА) Ашрафа Гани.
Лишней иллюстрацией к непростой ситуации в отношениях между Соединёнными Штатами и правительством Афганистана стал демарш американских дипломатов, который произошёл в начале этой недели, но стал известен изданию Wall Street Journal только сейчас. Как сообщается, американские делегаты были вынуждены покинуть совещание в кабульском президентском дворце, потому что на него явился помощник президента Афганистана по нацбезопасности Хамдулла Мохиб. Ранее американское руководство опубликовало предупреждение, что больше не будет иметь дел с Мохибом «ни в Кабуле, ни в Вашингтоне».
Причиной конфликта стало то, что в ходе визита в Вашингтон помощник афганского лидера выразил уверенность, что любое соглашение с «Талибаном» станет пощёчиной для тех военнослужащих из США, которые сражались и погибали в Афганистане. Мохиб также раскритиковал спецпосланника США по афганскому примирению Залмая Халилзада за то, что он держал в неведении Кабул о том, как протекает переговорный процесс с талибами.
Американский спецпредставитель отправился в своё турне, в повестке которого находятся Афганистан, Великобритания, Бельгия, Пакистан, Узбекистан, Иордания и Катар. Поездка необходима, чтобы обсудить ход мирных переговоров между США и «Талибаном». Она закончится только 10 апреля.
Сейчас представители организации добиваются исключения их из всех чёрных списков, в том числе — ооновских. Судя по тому, что США не готовы мириться с критическими высказываниями со стороны Мохиба, боевики движения действительно близки к тому, чтобы оказаться по другую сторону запретов и санкций. Правда, готовы ли они сами выполнять предъявляемые к ним требования, пока остаётся загадкой. Не исключено, что недоговороспособным может оказаться не только официальный Кабул.