Афганистан переходит из рук американцев к Ирану

Мир 03 апреля, 2019 / 11:01

Иран подозревают в намерении укрепить своё политическое и военное влияние в Афганистане за счёт местных шиитов, которых Тегеран в течение пяти лет использовал как боевую силу в Сирии. По мере того, как в Арабской Республике затухают боевые действия, тысячи шиитских бойцов возвращаются на свою родину — в Афганистан. Это не без страха замечают в Кабуле. У афганского руководства есть опасения, что Иран может стать самой влиятельной силой в стране, особенно на фоне потенциального вывода американского военного контингента.

Самой крупной бригадой шиитских бойцов из Афганистан, пожалуй, было формирование «Фатимиюн», которое воевало на стороне сирийского правительства как против радикальных элементов, так и против умеренной оппозиции. Его численность на момент острой фазы гражданского противостояния в Сирии, по разным данным, достигала пяти-семи тысяч человек. Большинство участников этих вооруженных формирований были хазарейцами. Эта этническая группа, представители которой проживают в том числе на территории Афганистана, традиционно считается лояльной шиитскому Ирану. Источники саудовской прессы в органах безопасности Кабула утверждают, что тысячи боевиков из числа «Фатимиюн» вернулись в Исламскую Республику из Сирии. Власти Афганистана, впрочем, как и эксперты, полагают, что Иран может мобилизовать этих шиитских бойцов, чтобы ещё сильнее окопаться в Афганистане, который, как известно, в ближайшее время ждёт выход американского военного контингента.

Факты участия афганских шиитов в сирийском конфликте стали появляться ещё в 2012 году, когда вооружённое противостояние официального Дамаска и оппозиции только набирало обороты. Тогда повстанцы из числа Свободной сирийской армии заявляли, что захватили в плен некого афганца по имени Мортада Хусейн. Позже он был допрошен, беседа с ним появилась на YouTube. Присутствие шиитских боевиков из Афганистана стало темой регулярных дискуссий, начиная с весны 2013 года, когда о своём намерении участвовать в сирийском конфликте против «террористических формирований» объявила ливанская «Хезболла» — сателлит Ирана. Считается, что вербовкой шиитских бойцов из Афганистана занимался иранский Корпус стражей Исламской революции (КСИР), который платил новобранцам по $500 в месяц за участие в боевых действиях. Представителям бригады «Фатимиюн» также, по некоторым данным, было обещано иранское гражданство. Сообщения о похоронах таких бойцов стали широко распространяться в 2013 году.

Фото: Marwan Naamani/Global Look Press Сторонники ливанской шиитской «Хезболлы»

Не исключено, что за счёт шиитских формирований иранское руководство пыталось заполнить потери в рядах КСИР, который так же участвовал в боевых действиях в Сирии. По словам экспертов, появление афганских шиитов в Сирии имеет три источника. Первый — это те хазарейцы, которые проживали на территории Арабской Республики ещё до начала конфликта между силами президента Башара Асада и оппозицией. Второй источник — это афганские шииты, которые «обитали» на территории Ирана. Это, как предполагается, наиболее крупный «кадровый» источник для проиранских формирований в Сирии. Многие из этих новобранцев изначально бежали в Иран как беженцы из-за конфликта в Афганистане. Третий — наиболее спорный источник — это афганские шииты, прибывшие в Сирию из других стран. В апреле 2013 года афганские официальные лица объявили, что они изучат сообщения о гражданах ИРА, сражающихся за Асада. Вероятно, к афганскому руководству неоднократно обращались его западные партнёры с просьбой изучить ситуацию.

Впрочем, готовность хазарейцев «отрабатывать» иранские деньги в Афганистане нельзя переоценивать, как и, в общем-то, их влияние на ситуацию «на земле». Другое дело, что Иран неоднократно подозревали в попытках завербовать совершенно другие силы в Афганистане — боевиков «Талибана» (запрещён в РФ), чтобы подорвать усилия американского руководства. Западные СМИ даже сообщали о специальных тренировочных лагерях на иранской территории, которые предназначены для обучения талибов. Офицеров КСИР считали причастными как к финансовой, так и к военной помощи мятежному движению — в первую очередь отрядов, дислоцированных в пограничных с Ираном провинциях. Если эти сообщения имеют под собой основание, то иранское руководство можно понять: афганская территория с подачи Соединённых Штатов легко могла стать плацдармом для противодействия иранской военной политике. Также были опасения, что в Афганистане появится рассадник для бойцов «Исламского государства» (запрещена в РФ), и в этом смысле талибы выступают в качестве противовеса.

Как бы то ни было, с угрозой того, что в Афганистане после ухода американского контингента может появиться вакуум, который могут заполнить другие иностранные силы, поспорить сложно.