Китайцы создали кузена русского «Терминатора»

Оружие 10 ноября, 2018 / 07:14

Основная задача боевых машин огневой поддержки — борьба с расчётами противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) и гранатомётчиками. В армиях НАТО скептически относятся к этому виду техники. В России также есть противники отечественных «Терминаторов»: они считают боевые машины огневой поддержки (БМОП) слишком дорогими и бесполезными на поле боя, тем не менее машины появились в ВС РФ. В Китае пристально следят за развитием российской армии и создали своего «Нового короля сухопутной войны».

На авиакосмическом салоне в Чжухае Китай продемонстрировал новейшую боевую машину огневой поддержки QN-506. БМОП выполнена на шасси танка Тип 59, вооружена 30-мм пушкой, 7,62-мм пулемётом, а также модульными пусковыми установками с противотанковыми и многоцелевыми ракетами. Для разведки и корректировки огня QN-506 может использовать дрон. Машина разработана компанией Wuhan Guide Infrared — производителем тепловизоров и систем наблюдения. БМОП, получившая неофициальное название «Новый король сухопутной войны» (в честь персонажа японского аниме), предназначена для подавления живой силы противника в условиях городской застройки и при проведении контртеррористических операций.

Эксперты назвали QN-506 китайской версией российского семейства боевых машин огневой поддержки «Терминатор». «У российской разработки появился китайский кузен», — замечает Popular Mechanics. Российские военные, напоминает издание, в основном с энтузиазмом относятся к идее использования подобных машин, в то время как в НАТО смотрят на эту технику скептически. «Один из недостатков машин поддержки танков — слишком большое количество видов вооружения в рамках одной машины. Экипаж не может одновременно выполнять разные задачи», — заключает Popular Mechanics.

Идея создать боевые машины поддержки танков родилась после войны в Афганистане — тогда советская бронетехника зачастую оказывалась беззащитной против вооружённых РПГ моджахедов. Опыт двух чеченских кампаний ещё более укрепил военных в идее о необходимости подобной машины. Первые образцы БМОП «Терминатор» поступили на испытания в конце 1990-х годов, но принята на вооружение машина была только в 2017-м году. Летом прошлого года БМОП прошли боевые испытания в Сирии в военных операциях правительственных сил против боевиков. В том же году Минобороны заключило контракт на поставку первых десяти «Терминаторов», ещё одна партия (точное количество неизвестно) поступила в вооружённые силы в марте 2018 года. В то же время, эксперты до сих пор относятся к БМОП с известной долей осторожности, отмечая, что многие функции «Терминаторов» могут выполнять и современные танки, оснащённые стрелковым оружием, управляемыми ракетами и комплексами активной защиты, а создание для этих целей дополнительных машин — слишком дорогое удовольствие.

Боевые машины поддержки танков в современных условиях очень нужны, отмечает News.ru эксперт в области бронетехники, представитель ООО «Военно-промышленная компания» Сергей Суворов: «Показательно, что вслед за Россией, ставшей пионером в этом виде вооружений, созданием собственных БМОП занялись китайцы. Насколько быстро QN-506 поступит в НОАК и насколько эффективной будет эта машина, судить пока рано».

Большинство задержек с постановкой «Терминаторов» на вооружение связано с тем бардаком, который творился в руководстве ВС до последнего времени, а не с досужими рассуждениями о якобы бесполезности БМОП. Сейчас всё изменилось в лучшую сторону, и «Терминаторы» появились в войсках. В ходе испытаний, указывает эксперт, большое внимание уделялось эффективности сочетания боевых машин поддержки, танков и другой бронетехники, и в итоге был найден оптимальный вариант.

Основная задача БМОП — ведение боя в особых условиях: в горной, городской или лесистой местности, подчёркивает Суворов. «В такой местности главная задача машины — „разгрузить“ экипаж танка, взяв на себя противостояние „лёгкой танкоопасной силе“, например, гранатомётчикам и расчётам ПТРК. Танкисты в таком случае могут полностью сосредоточиться на поражении более важных целей — бронетехники и укреплений противника», — резюмирует эксперт.