Российские военные уже провели испытания прототипа беспилотного самолёта шестого поколения боевого дрона С-70 «Охотник». Несмотря на сообщения Минобороны об успехе, источники NEWS.ru в оборонно-промышленном комплексе отмечают, что ахиллесова пята всех беспилотников в том, что они пока не способны вносить корректировки в программу полёта из-за изменения обстановки. В перспективе место и роль беспилотной боевой авиации будут расти, однако, по мнению экспертов, автоматические системы всё ещё плохо обрабатывают нетипичные ситуации, что не исключает ошибок.
Беспилотные самолёты шестого поколения, прототипы которых распознаются в российском С-70 и американском Х-47В, идут на смену F-22 Raptor, F-35 Lightning и Су-57. Американская компания LockheedMartin на мероприятии Air Warfare Symposium 2020 в Орландо случайно раскрыла их облик — треугольник или летающее крыло. Впрочем, и машины предыдущего поколения обладают задатками искусственного интеллекта, позволяющими лётчику практически не следить за приборами.
В то же время и в России та же «сушка» способна совершать автоматический полёт на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Она умеет самостоятельно ориентироваться в пространстве без помощи спутников и наземных станций. Такая машина вернётся и сядет на аэродром базирования без помощи человека, а также проследит за тем, чтобы пилот применял оружие с учётом безопасности, и даже автоматически его катапультирует в случае ранения или потери сознания.
Как пояснил заместитель директора Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Сухого по развитию, заместитель главного конструктора Виктор Попик, Су-57 уже имеет такую мощную систему, которую можно назвать полноценным вторым «электронным» пилотом.
Она подсказывает варианты тактики боя, автоматически распределяет цели, просчитывает различные сценарии и даёт рекомендации по повышению эффективности действий. Дальнейшее развитие таких систем приведёт к тому, что появится возможность создания интеллектуального борта, который сможет эффективно действовать и даже вести бой в автоматическом режиме без участия человека, — объяснил он.
Его слова подтверждает и генеральный директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко. Буквально на днях компания получила два патента: на интеллектуальную систему защиты высокоманёвренных боевых самолётов от выхода за диапазон критических перегрузок в 9G и автоматическую посадку в условиях плохой видимости и погоды.
В новой системе предусмотрена возможность превышения критической перегрузки в диапазоне 1-2G за счёт приложения дополнительного усилия на ручку управления самолётом, а также временного или полного отключения данной системы, — отметил Тарасенко.
Это может означать, что истребитель сам, без пилота, завершит боевой разворот на закритическом угле атаки, сделает мёртвую петлю, рухнет в штопор и потом из него безопасно выйдет. Собственно, МиГ сегодня так и летает: висит в воздухе, разворачивается на месте, встаёт «на хвост», тормозя скорость полёта плоскостью фюзеляжа, а может, словно падающий лист, раскачиваясь из стороны в сторону, медленно опускаться к земле.
Современные истребители марки МиГ-29К и МиГ-35, на которых всё это будет стоять, относятся не к пятому, а четвёртому поколению авиатехники. Казалось бы, зачем им интеллект, если на подходе шестое — полные роботы? Об этом в своем Twitter заявил и основатель SpaceX, гендиректор компании Tesla Илон Маск. Публикация стала ответом журналисту американского издания Aviation Week Ли Хадсон, которая напомнила, что бизнесмен на военном симпозиуме заявлял о необходимости создания альтернативы F-35. Тогда Маск сказал, что конкурентоспособным будет только беспилотный истребитель. Правда, всё-таки дистанционно управляемый человеком. Однако его манёвры должны быть дополнены автономией.
Ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов подтвердил NEWS.ru, что перспективной боевой авиации шестого поколения уже достаточно давно предсказывают беспилотные свойства.
Существующие тенденции дают основания строить прогнозы относительно того, что место и роль беспилотной авиации в перспективе будет расти, а доля беспилотников в общем объёме летательных аппаратов — увеличится. Предположить, что шестое поколение боевой авиации будет беспилотным, хотя бы опционально, возможно. Однако здесь возникает вопрос о том, каков будет уровень автономности этих аппаратов. Многие беспилотные системы потенциально могут обходиться без человека в контуре управления, начиная от взлёта, полёта по маршруту и заканчивая посадкой. В том числе, они способны собирать и анализировать данные. Это означает, что и вопросы применения оружия могут быть, в принципе, реализованы без участия человека.
При этом эксперт отмечает, что несмотря на успехи в области искусственного интеллекта, автоматические системы всё ещё плохо обрабатывают нетипичные ситуации, что обуславливает возможность ошибок. Об этом говорят и источники NEWS.ru в оборонно-промышленном комплексе. Ахиллесова пята всех беспилотников в том, что они не способны вносить корректировки в программу полёта из-за изменения обстановки, подчеркнул собеседник.
Американский робот MQ-1 Predator готовят к вылету достаточно долго, это труд сотен людей, отвечающих за разведку, планирование и организацию воздушного движения. Если в ходе последующего выполнения операции что-то пойдёт не так, машину либо вернут на базу, либо она разбомбит не террористов, а свадебную колонну. Американцы это неоднократно демонстрировали в Афганистане, Ираке и Пакистане, — рассказал специалист.
По данным СМИ, С-70 может получить малогабаритные ракеты. Их вес составит около 200 кг, а размер не превысит три метра. Журнал Aviation Week пишет, что макет такого изделия показали на совещании по развитию флота в январе в Севастополе президенту Владимиру Путину. По мнению американских журналистов, оружие будет применяться для ударов по топливным складам, живой силе, надводным целям, опорным пунктам, самолётам и вертолётам. Впрочем, делать это ему придётся в жёсткой увязке с решением человека. Переложить ответственность применять оружие на робота военные не готовы. Поэтому в Минобороны их называют наземными, морскими и воздушными роботизированными или необитаемыми комплексами, за каждым из которых всё равно стоит человек-оператор.