Чем украинский ПТРК «Стугна-П» проигрывает «Джавелину»

Оружие 30 марта, 2019 / 12:32

Переносные противотанковые ракетные комплексы напоминают пращу библейского Давида: с их помощью легковооружённый пехотинец или даже партизан может уничтожить современные танки, бронетехнику и вскрыть оборону противника, разрушив укрепления. Именно поэтому подобное оружие востребовано во всех военных конфликтах. Портал News.ru сделал обзор основных современных ПТРК.

Выстрелы в Донбассе

Украинские силовики стали активнее применять ПТРК «Стугна-П» на линии разграничения в Донбассе. За последние несколько недель зафиксировано по крайней мере пять пусков по укреплённым позициям и другим объектам ДНР, есть информация о потерях среди ополчения. Возможно, некое количество ПТРК и выстрелов к ним было передано в войска вместе с другими 420 единицами «смертоносного оружия», о котором действующий президент Украины недавно упоминал в своём Facebook.

Комплекс «Стугна-П» был разработан государственным Киевским конструкторским бюро «Луч», поступил на вооружение в ВСУ и Нацгвардию в 2015 году. С рациональной точки зрения усиление группировки ВСУ в Донбассе ПТРК выглядит логичным. «Стугна-П», согласно заявленным характеристикам, может поражать бронированные цели на расстоянии до 5000 м. Комплекс предназначен в первую очередь для уничтожения тяжёлой бронетехники, но также может использоваться для стрельбы по укрепрайонам, блиндажам и скоплениям живой силы. Наведение комплекса — лазерное, полуавтоматическое. Расчёт может развернуть комплекс, а затем управлять ракетой по телевизионному каналу с закрытой позиции.

Фото: VoidWanderer/CC 4.0/wikipedia.orgПТРК «Стугна-П»

Характеристики не являются «революционными» для подобного рода оружия, но в конфликтах малой интенсивности наличие в арсенале относительно современных ПТРК — всё-таки козырь. Американские ПТРК FGM-148 Javelin («Джавелин», «Дротик»), которые были переданы украинской стороне в апреле 2018 года, не могут быть использованы в зоне конфликта на Юго-Востоке. По ТТХ «Стугна-П» имеет большую дальность поражения, что позволяет более эффективно использовать комплекс против позиций «в открытом поле», однако, по открытым данным, принцип «выстрелил — забыл» в комплексе реализован лишь частично.

Иракский бой

Переносные ПТРК стали неотъемлемым элементом любой современной войны — их активно применяют мобильные группы спецназа, а также полувоенные формирования. Считается, что на существенный рост популярности комплексов повлияла битва за иракский перевал Дебека 6–7 апреля 2003 года. Тогда в ходе операции «Молот викинга» несколько десятков американских «зелёных беретов», вооружённых «Джавелинами», при поддержке курдского ополчения смогли с минимальными потерями занять стратегически важные позиции и отбить атаку превосходящих сил, уничтожив большое количество техники — бронетранспортёров МТ-ЛБ, грузовиков и танков Т-55. И хотя уничтоженная иракская бронетехника на тот момент безнадёжно устарела, а сами американские военные отмечали, что бой вскрыл недостатки комплексов (наблюдались сбои в работе тепловой головки самонаведения ракеты из-за дыма и погодных условий), операция продемонстрировала: с помощью «Джавелинов» легковооружённые подразделения при должной выучке и хладнокровии могут успешно противостоять бронетехнике.

Основное отличие FGM-148 от предшественников (оружие создавалось как замена переносному ПТРК Dragon II и частичная замена тяжёлому ПТРК BGM-71 TOW) — полностью реализованный принцип «выстрелил — забыл».

Фото: U.S. Army Europe/flickr.comПТРК FGM-148

Теоретически идеальный выстрел из «Джавелина» выглядит так: боец занимает исходную позицию (пусковая установка весит около 23 кг и находится на правом плече), наводит ПТРК на цель, фиксирует прицел 10–15 секунд для «прогревания» самонаводящейся головки ракеты и нажимает пуск. Стартовый двигатель выводит ракету из установки, и после того как он выгорает, включается маршевый двигатель: принцип «мягкого старта» реализован для того, чтобы струя от маршевого двигателя не покалечила оператора. Далее — ракета сама летит к цели, а оператор может сменить позицию.

К общепризнанным недостаткам ПТРК «Джавелин» (помимо зависимости от погоды) относят относительно низкую дальность (до 3000 метров) и бронепробитие. Весьма сомнительна с точки зрения практичности траектория противотанковой управляемой ракеты (ПТУР) — боеприпас летит по дугообразной траектории и «бьёт» цель в башню, где, как правило, у бронетехники не такая толстая броня. Но на практике ПТУР может отклониться от цели. Кроме того, теоретически такие снаряды уязвимы перед установленными на большинстве современных танков комплексами активной защиты, например, российскими КАЗ «Штора-1» или израильскими «Меиль руах» (в американском варианте — Trophy). Тем не менее «Джавелины» были задействованы в большинстве современных конфликтов, в том числе в Ираке, Афганистане и Сирии, и являются желанным оружием для вооружённых сил и групп — особенно тех, кто не может себе позволить достаточное количество современной бронетехники.

Другой путь

Большинство разработчиков современных ПТРК идут другим, нежели создатели FGM-148, путём: за счёт увеличения дальности и бронепробития жертвуют автоматикой наведения. На ракету устанавливают меньше элементов, что позволяет увеличить мощность кумулятивного заряда и объём топливного отсека. Так, на самом мощном и современном российском ПТРК «Корнет» принцип «выстрелил — забыл» реализован лишь частично. Для того чтобы ракета автоматически поразила цель, она должна оставаться в рамке прицела до самого поражения. Для этого, например, переносной вариант ПТРК «Корнет-Д» можно развернуть на треноге, а расчёт (так же как и на украинской «Стугне») спрятать в укрытие. При этом, согласно заявленным характеристикам, тандемно-кумулятивная боевая часть гарантированно пробивает любую броню, в том числе скрытую динамической защитой, а дальность поражения некоторых модификаций ракет комплекса достигает 10 000 метров.

Наряду с «Корнетами» российские войска также используют старые ПТРК «Фагот» с полуавтоматической системой наведения. Дальность поражения этих комплексов составляет 3000 метров, оператор должен вести ракету к цели до конца. Их характеристики бронепробития уступают «Джавелинам».

Ещё один «ветеран» среди ПТРК — франко-немецкий комплекс Milan-ER. Первые модификации «Миланов» были приняты на вооружение ещё в 1972 году. В собранном и снаряжённом состоянии комплекс весит более 45 кг, но его ценят за простоту, высокую надёжность и помехозащищённость.

Израильский ПТРК Spike («Спайк») считается основным конкурентом «Джавелинов» на мировом рынке вооружений. Его приобрело 19 государств, в том числе страны бывшего СССР. Его главная особенность — огромное количество модификаций пусковых установок и ПТУР: от лёгких Mini Spike, предназначенных для уничтожения автомобилей, укреплений и скоплений живой силы, до тяжёлых установок, стреляющих, по сути, крылатыми ракетами малой дальности. На большинстве модификаций предусмотрена инфракрасная головка самонаведения, то есть принцип «выстрелил — забыл» реализован полностью.

Фото: Natan Flayer/CC 3.0/wikipedia.org

Не так давно собственный переносной ПТРК создали также в Китае. Комплекс HJ-12 был впервые представлен на выставке Eurosatory 2014. По заявлениям разработчиков, комплекс состоит на вооружении НОАК, а по мнению экспертов, он напоминает «гибрид» американского «Джавелина» и израильского комплекса «Спайк», в частности, в нём реализована концепция «мягкого старта» и используется инфракрасная головка самонаведения.