Валерий Федоров по должности принадлежит скорее к консерваторам. И тем более удивительно прозвучали его слова о том, что стабильность более не удовлетворяет россиян, и что большинство высказывается за настоятельную необходимость перемен. А такая позиция граждан непосредственно влияет на политическую повестку в стране, в которой на первый план, особенно с учетом приближающихся президентских выборов, выходит состязание именно программ, нацеленных на перемены и реформы.
Заодно глава ВЦИОМа просветил на тот счет, что революционные настроения возникают не во время кризиса, а, наоборот, когда кризис заканчивается. И люди, вытерпевшие лишения, решительно выступают за реформы.
Естественно, по поводу несколько неожиданных высказываний Федорова возникает сразу несколько вопросов. Ну, во-первых, главный социолог формально противоречит сам себе. Ведь именно ВЦИОМ постоянно выдает данные о небывало высоком, а главное — стабильном рейтинге доверия к действующей власти. Так, рейтинг президента зашкаливает за 8о процентов, достаточно высок он у премьера, министров обороны и иностранных дел.
А раз так, то о каких революционных настроениях может идти речь. О какой жажде скорых перемен? Тот самый случай, когда официальной социологии надо как-то все-таки определиться. Или же опрошенные связывают с действующим президентом надежды на реальные реформы? Тогда причем здесь революционные настроения, когда вопрос в эволюции.
Можно, конечно, сослаться на ставшего популярным профессора МГИМО Валерия Соловья, который постоянно утверждает, что революции возникают неожиданно. И в таком случае Федоров как бы предупреждает власть, что под покровом всеобщего видимо удовлетворения зреют радикальные настроения. Тогда ему просто надо четче формулировать свой посыл.
Однако, на высказывания Федорова можно взглянуть не с позиции формальной логики, а с точки зрениясостязания различных наших политических кланов. Известно, что молодой Федоров еще в 90-х работал в одном из наших бесчисленных аналитических центров под руководством Алексея Чеснакова. Вскоре Чеснаков стал одним из руководителей управления внутренней политики администрации президента, а его протеже Федоров занял вакантный пост во главе ВЦИОМА.
Оба этих назначения напрямую связывали с чрезвычайно тогда влиятельным заместителем шефа администрации Владиславом Сурковым. С тех пор многое изменилось. И Сурков утратил прежнее влияние, и Чеснаков покинул Кремль и вернулся к своему политологическому центру. Но незримая связь между этими политиками, видимо, осталась.
Это я к тому, что, чем ближе выборы, тем напористее и радикальнее будут себя вести даже не оппозиционеры, а вполне лояльные Кремлю различные группы влияния. Цель — доказать свою полезность, предложить именно ту программу, которая заинтересует Путина, обеспечит ему — в случае выдвижения — максимальную явку и максимально чистый результат. А потом поможет и инициаторам новой политической повестки укрепить свое влияние.
Это, без сомнения, одно из возможных объяснений такого резкого демарша Федорова. Но политической конкуренции даже в узком кругу никто не отменял. Важно ведь зачастую не что говорят, а кто говорит.