Надо сказать, что для многих наблюдателей подключение к резонансному делу структуры по охране конституционного строя и противодействию терроризму стало в некотором роде сенсацией. Понятно, что оснащение и оперативные возможности чекистов не идут ни в какое сравнение с потенциалом полиции. Но есть ли основания в банальном, в общем, деле о растрате казённых денег для расширения оперативных мероприятий? Только ли дело в резонансе, который вызван допросами и домашним арестом режиссёра Кирилла Серебренникова?
Однако надо помнить, что вторая служба в чём-то наследница знаменитого пятого управления КГБ генерала Филиппа Бобкова. То управление по защите конституционного строя активно работало в среде творческой интеллигенции. Вербовало деятелей высокого искусства. Особенно тех, кто любил нести идеалы социалистического видения мира на Запад.
Конечно, говорить о полном соответствии двух структур, прошлой и нынешней, не приходится. Другая эпоха — другая специфика. Однако, есть информация, что в отличие от чисто экономических управлений «двойка» курирует по-прежнему Министерство культуры и иные просветительские организации. А потому подключили не шестую, экономическую службу, а вторую, которая куда лучше ориентируется в тонком мире высокого искусства.
Нельзя исключить, что дело не просто в сборе дополнительной информации о деле Серебренникова и его команды, но в тонкой настроечной работе в среде взволнованной творческой интеллигенции. Видимо, в верхах всё-таки обеспокоены ажитацией, порождённой задержанием «выдающегося режиссёра», и принято решение провести работу с деятелями искусства. Поднять, без сомнения, существующую агентуру. Кого-то успокоить. Кого-то настроить на разъяснение среди коллег.
В конце концов, творческая интеллигенция возбудима, но внушаема. И, с одной стороны, сейчас все готовы отказаться от сотрудничества с государством, как всех призвал сценарист Вырыпаев. Но, с другой, вряд ли даже самые внутри оппозиционные готовы уже завтра отказаться от государственных субсидий. Значит, надо суметь убедить среду, что случай Серебренникова не перейдёт в систему и что в целом «людям с приятными лицами» ничего не грозит.
Это важно накануне президентских выборов. Поскольку многие из нынешних подписантов остаются доверенными лицами президента.