Война площадей и улиц

Власть 13 февраля, 2018 / 12:23

Городские власти Вашингтона решили увековечить в названии одной из площадей в районе российского посольства имя Бориса Немцова. Ради такой благородной цели за океан летала даже дочка покойного политика Жанна. Но и без её эмоциональной речи таблички всё равно поменяли бы. Это в Италии могут назвать улицу в честь нашего военного разведчика, вызвавшего в Сирии огонь на себя, в США давно заведена традиция психологически давить на русских дипломатов путём введения в городскую топонимику имён деятелей, у которых с советской, а ныне и с российской властью был затяжной конфликт.

Так, ещё в 1984 году опять-таки у советского посольства появилась площадь имени Андрея Сахарова. А в Нью-Йорке на перекрёстке появилась вообще странная табличка «Уголок Сахарова-Боннэр». Американцы даже не приняли во внимание тот факт, что именно академик Сахаров разрабатывал грандиозный проект уничтожения крупнейших штатовских городов с помощью искусственно вызванного цунами.

В Советском Союзе также были, например, десятки улиц имени Сакко и Ванцетти, но их никогда не пытались привязать к американским дипломатическим институтам.

Но особую остроту приобрела проблема топонимической популяризации имени мятежного генерала Джохара Дудаева. После его ликвидации успешно выпущенной ракетой в странах, которые в своём большинстве раньше либо входили в состав СССР, либо относились к социалистическому лагерю, в его имени увидели удачный шанс серьёзно потроллить бывшую метрополию. Так, в кратчайшие сроки в мире возникло порядка 19 улиц и площадей имени генерала.

Быть ли Североамериканскому тупику в Москве?

Дудаева увековечили в Риге, Вильнюсе, Таллине, Варшаве, городах Турции. Особенно усердствовала в этом плане Литва, в которой улицы имени Дудаева появились не только в столице, но и в Каунасе, и даже на курорте Друскининкай, куда наши сограждане любили ездить для профилактики печёночных болезней.

Но особенно резкую нашу реакцию вызвало появление улицы «имени террориста» в Варшаве. Протестовало наше посольство, наши официальные лица. Тогдашний глава Мосгордумы Платонов, скорее, всё-таки в шутку предложил в ответ переименовать улицу, на которой расположено польское посольство в Москве, и назвать её в честь Муравьёва–Виленского. Того самого, кого за жёсткое подавление очередного польского восстания прозвали Вешателем.

Власти Варшавы, которую в тот момент возглавляли братья Качиньские, в ответ пригрозили переименовать Бельведерскую улицу, где недалеко от президентского дворца расположилось наше посольство, в улицу Лжедмитрия. Угрозы остались угрозами, но улица Дудаева существует и поныне. Хотя после событий в Беслане число сторонников такой топонимики серьёзно поубавилось.

Теперь же жириновец Дегтярёв предлагает в отместку изменить почтовый адрес американского посольства на Североамериканский тупик, 1. А поскольку на инициативу депутата Мосгордума вынуждена реагировать, придётся обсудить и такое предложение. Но вряд ли у него есть шанс осуществиться.

Александр Шатилов, декан факультета «Политология и социология» Финансового университета при Правительстве РФ, специально для News.ru:

— Вы знаете, конечно, предпочтительнее, чтобы великие державы обменивались бы не горячими ударами, как происходит в Сирии, а неким подобием троллинга, не ведущего к серьёзным осложнениям. Ситуация и так, как мы видим, непростая. Но, с другой стороны, не стоит, думается, опускаться и на уровень взаимоотношений в социальных сетях с их провокациями и подколами. Всё-таки речь идёт об отношениях, влияющих на судьбы мира. Но если всё-таки Штаты сделали свой ход, пошли на такой вызов, то, мне кажется, нам предпочтительнее со значением выдержать паузу и промолчать в ответ, не опускаясь до таких разборок.