Великолепная пятёрка: фигуранты дела Абызова остались в СИЗО

Власть 28 марта, 2019 / 08:00

Басманный суд Москвы 27 марта оставил под стражей до 25 мая Михаила Абызова и ещё четырёх фигурантов резонансного дела — Николая Степанова, Александра Пелипасова, Максима Русакова и Галину Фрайденберг. Против них возбуждено уголовное дело о создании преступного сообщества и мошенничестве. По версии СК, с 2011 по 2014 год Абызов и его предполагаемые сообщники похитили четыре миллиарда рублей у двух компаний Новосибирской области — «Региональные электрические сети» и СИБЭК. Полученные деньги подозреваемые якобы вывели в офшоры.

Следственный комитет предъявил обвинение Абызову 26 марта, на следующий день ему уже избирали меру пресечения. Журналисты томились в здании Басманного суда с утра. Экс-министра и других обвиняемых доставили в суд только к четырём часам дня.

Место постоянного проживания — Москва

Защита Абызова, прибывшая в суд немного заранее, обратилась к журналистам с официальным заявлением.

Михаил, как и все мы, уезжает на отдых, в командировки за границу, но постоянно проживает в России. Все слухи, что он приехал откуда-то для решения каких-то вопросов, что его кто-то куда-то выманил, — они не соответствуют действительности, — заявил адвокат бывшего министра Александр Аснис.

В подтверждение этих слов он рассказал, что Абызов, вопреки слухам, был задержан не в аэропорту, а «по месту постоянной регистрации» в Одинцовской районе Московской области.

Кроме того, Аснис добавил, что в случае избрания меры пресечения в виде содержания под стражей он не исключает возможности обратиться за помощью к бизнес-омбудсмену Борису Титову. При этом он сказал, что у него нет оснований считать дело политическим.

Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

Примерный семьянин и благотворитель

Михаила Абызова завели в зал суда, когда стрелка часов перевалила за 16:00. Бывший министр выглядел бодро и улыбался.

В ходе судебного слушания он сам и его защита просили избрать меру, не связанную с лишением свободы, — домашний арест или освобождение под залог в 1 млрд рублей. Позже выяснилось, что сумму залога готов внести предприниматель, советник президента «Роснефти» Роман Троценко.

Адвокаты настаивали на необходимости освобождения Абызова из-под стражи, ссылаясь на семейные обстоятельства: он отец троих несовершеннолетних детей, один из которых родился в 2018 году, а также у него есть пожилая мама, которая нуждается в уходе.

Кроме того, суду были предъявлены поручительства за Абызова. Не избирать меру пресечения в виде ареста просили такие высокопоставленные лица, как Аркадий Дворкович, Александр Волошин, Наталья Тимакова, Анатолий Чубайс, Роман Троценко, а также известные деятели в благотворительности — Нюта Федермессер, Чулпан Хаматова, Ксения Раппопорт.

Учредитель Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер в разговоре с News.ru аргументировала своё поручительство тем, что Абызов лично помогал в продвижении закона о паллиативной помощи и они совместно провели большую работу для развития этого направления в России.

Он был руководителем рабочей группы, мы встречались раз в неделю-две на протяжении очень долгого времени. Я считаю, что он фантастический организатор, он очень помог. Для меня это дело жизни, в результате был принят закон о паллиативной помощи, это получило невероятный толчок и развитие, было привлечено внимание президента. Есть одно важное правило — поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Другого чиновника, который так бы знал проблемы организации паллиативной помощи, проблемы обезболивания пациентов, я не знаю, — сказала она.

Федермессер также усомнилась в предъявленном обвинении, сказав, что экс-министр постоянно был на рабочем месте в правительстве.

Все встречи всегда проходили в Белом доме, там присутствовали представители и других министерств и ведомств. Это бывало и днём, и утром, и вечером, всегда на работе, — заявила она.

Однако суд не впечатлили поручительства влиятельных лиц и залог в 1 млрд рублей — Михаил Абызов останется в СИЗО до 25 мая.

Обвиняемые Степанов, Фрайденберг, Русаков, Пелипанов, решения по которым принимались в рамках отдельных судебных заседаний, также были отправлены под арест до 25 мая.

Фигуранты дела были задержаны 26 марта. По данным адвокатов, обвинение строится вокруг одной сделки: Абызов с партнёрами продали государственному ФГУП «Алмазювелирэкспорт» акции четырёх компаний — АСС, ПРиС, ПЭСК, РЭМиС. Реальная стоимость компаний составляла 186 миллионов рублей, но была завышена более чем в 20 раз. Вырученные от сделки четыре миллиарда рублей были выведены за границу на счета офшора «Блэксирис».

Следствие считает, что действия Абызова «поставили под угрозу устойчивое экономическое развитие и энергетическую безопасность» Новосибирской области и Алтайского края. Обвиняемые своей вины не признают, называя сделку рыночной, а конфликт вокруг неё — «искусственно переведённым в уголовную плоскость».