В ходе презентации доклада «Конкуренция в избирательной кампании 2018 года: кандидаты и программы» политологи Центра политических технологий проанализировали лексику, стилистику и качество пиара кандидатов в президенты России, а также оценили их шансы на победу. Образы получились яркими, однако финал остался предсказуемым.
Анализ кандидатов получился почти литературоведческим. Чего стоит, например, наблюдение, что в предвыборной программе кандидата в президенты Максима Сурайкина (партия «Коммунисты России») аж 19 раз встречаются слова с корнем «сталь»! Эту деталь отметил председатель правления фонда «Центр политических технологий» Борис Макаренко.
«Сурайкин позиционирует себя как суперкоммунист, и у него в роликах много подчёркнуто советского, сталинского, он подчёркивает, что является коммунистическим кандидатом. Он предлагает яркие, выдающиеся идеи. Но дело в том, что вся эта агитация имеет свою аудиторию, такую ортодоксально коммунистическую, которой не нравятся олигархи, которой трудно было бы голосовать за предпринимателя, даже за директора совхоза имени Ленина», — обрисовал яркими красками образ кандидата политолог, ведущий эксперт фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин.
«То есть слабый интерес к кандидату является его главной проблемой. Все понимают, что Сурайкина президентом не изберут», — резюмировал политолог.
Образ идеологически близкого Сурайкину конкурента получился, по мнению политологов, куда ярче. Но... дал крен, ввалившись во внутренние противоречия. «Проблема этого кандидата в том, что его агитация носит противоречивый характер», — заключили эксперты.
«С одной стороны, часть кандидатов заинтересована в том, чтобы увидеть что-то уютное, хорошее, спокойное, что-то из детства, что-то из юности, — рассуждает Алексей Макаркин об электорате Грудинина. — Красивая школа, хороший детский сад, бесплатная медицина в этом совхозе и замечательная детская площадка. Всё это даёт образ теплоты, уюта. Но в продвижении образа есть и обратная сторона».
Противоречат же образу, по мнению эксперта, тоже видеоряды предвыборных роликов и плакаты социальной рекламы, но другого свойства. Тревожная коммунистическая символика красного и багрового цветов на чёрном фоне. Слухи о том, что на самом деле он является миллионером и олигархом. Это и распугивает электорат кандидата, как внезапная гроза — ребятишек с детской площадки.
А этот кандидат и вообще в прямом смысле использовал мультфильмы в своей предвыборной агитации. Однако, по мнению экспертов, это стремление к оригинальности и навредило ему.
«У него есть неплохой ролик, где идут призывы к гражданской активности, — говорит Алексей Макаркин. — Но если брать другие ролики, они значительно слабее».
Не очень понятно экспертам, зачем кандидат в президенты Явлинский снял ролик про ручку (ролик к выборам в ГД РФ 2016 года. — News.ru), которой заполняют избирательный бюллетень. И крутил эту ручку в руках в течение полутора минут, описывая, какая она замечательная.
«Избиратель удивлён, потому что он ждёт от человека какой-то конкретики, какого-то стимула», — напоминает кандидату Алексей Макаркин.
В итоге, уверены эксперты, создаётся впечатление, что желание «Яблока» быть самым умным, «его обычное желание показать, что мы умные, интеллектуальные и интеллигентные» его и подвело, потому что в итоге получился не умный, а умник.
А вот кого не надо учить говорить и показывать, так это Владимира Жириновского. Он, как всем известно, это отлично умеет. Более того, Владимир Вольфович отлично знает свою аудиторию и рассчитывает на неё. Именно с этой целью, по мнению экспертов, построен весь видеоряд его предвыборной программы. Плакаты в чёрно-оранжевых цветах с горько ссутулившимся силуэтом человека, видео с многочисленными кадрами брошенных, униженных и несчастных людей. Это — негативный, эмоциональный и раздражённый — и есть электорат Владимира Жириновского. Его и придёт выручать «спаситель», точнее, кандидат в президенты Владимир Жириновский, образ который в его предвыборной рекламе не случайно появляется на небесно-синем фоне...
А вот этот кандидат, точнее, кандидатка, и вовсе выбирает белый. Правда, случилось это с Ксенией не сразу. Политологи отметили, что её избирательная кампания претерпела в своём процессе самую решительную эволюцию. От бунтарки-революционерки, выступившей против всех, до простого и понятного «За свободу!».
«Она чётко коррелирует с интересами либерального избирателя», — уверен Алексей Макаркин.
Однако, помня разнообразный опыт Ксении, вряд ли кто-то сможет гарантировать, что блондинка опять не окажется в шоколаде.
Наименее продуктивными экспертам показались образы Бориса Титова и Сергея Бабурина. «Интрига носит мнимый характер, поэтому обсуждение идёт, но в ироническом ключе. То есть никто не ожидает от Титова никаких чудес», — подвели итог эксперты про первого. Что же касается программы Бабурина, её и вовсе назвали «занудной», отметив разве что игру с имперским триколором в цветах видеоролика.
В целом же вся избирательная кампания, так похожая на театр, кажется, ни спецэффектами, ни оригинальностью не удивила ни экспертов, ни избирателей. Безудержность обещаний, не подкреплённая никакими гарантиями, — вот то главное, что бросается в глаза, кажется, не только политологам, но и любому избирателю. Как и то, что «результат кампании очевиден», как это резюмировали в конце пресс-конференции все участвовавшие в ней политологи.
Так что всё предсказуемо, и ближе всех к победе, видимо, тот, у кого и избирательная программа самая благородная. Видеоролики спокойные, уверенные. Много атрибутов власти и силы, светлые цвета. Сразу видно: не политик, а человек государства. Да и не будет он участвовать во всей этой предвыборной возне. Да и кто это — говорить нет особого смысла, все и так знают.