Мир служивой бюрократии живёт в перманентном ожидании властных перестановок, тренируя своё классовое чутьё. Этот процесс наполняет все этажи бюрократии подобием жизни. Поэтому и появившаяся в известном еженедельнике информация о возможно скором уходе из МИДа Сергея Лаврова большого удивления не вызвала.
Почти четырнадцать лет в позиции главного официального дипломата страны — это, конечно, не рекорд, но, что называется, срок. Понятно, что у Сергея Викторовича есть неоспоримые достоинства, которые и обеспечили ему такое заметное для России служебное долгожительство. Прежде всего он лишён каких-либо личных политических амбиций, с вдохновением исполняя роль надёжного технического министра, проводящего политику президента и колеблющегося вместе с этой политической линией.
Так, в начале своей министерской карьеры он был ярым сторонником развития гармоничных и тесных отношений с США, Западной Европой и НАТО. Затем в его голосе появился металл, когда он говорил о многовекторности и многополярности современного мира. После знаменитой Мюнхенской речи Путина министр стал жёстко декларировать российские жизненные национальные интересы.
При правлении Дмитрия Медведева Лавров в своих декларациях помягчел и стал с удовольствием рассуждать о перезагрузке российско-американских отношений. И даже нажал специальную символическую кнопку вместе с Хиллари Клинтон. В последнее время он не устаёт возмущаться провокационным курсом Вашингтона, но даёт понять, что руки Трампа в отношении Москвы связаны.
Технический характер министра — это всё-таки не только его достоинство, но и в некотором смысле слабое место. Такие политики заменяемы, даже несмотря на их наработанную в мире узнаваемость. Плюс отнюдь не малый возраст чиновника — 67 лет. При том, что даже после продления срока службы госслужащие всё равно выходят теперь в отставку в возрасте 65-ти.
Мидовская общественность якобы полагает, что после проведения уже начатых некоторых организационных мероприятий Лавров покинет билдинг на Смоленской-Сенной.
Каких-то скандальных предпосылок для его скоротечной отставки вроде бы не замечено. Его зять, Александр Виноградов, — успешный бизнесмен, карьеру которого многие злые языки связывают с положением тестя. Однако в России таким непотизмом никого не удивишь.
Недавно Владимир Путин вспомнил бывшего министра Козырева и очень нелестно о нём отозвался. А Лавров долгое время был козыревским протеже, получив из его рук ключ от кабинета заместителя министра. Но нового в их отношениях ничего не появилось за последние двадцать лет.
Остаётся перетряска кабинета министров после выборов в марте. Сам Лавров был четырежды переназначен после очередных президентских выборов. И пятого переназначения реально может не быть по очень простой причине.
Сергей Лавров настолько сросся с внешним курсом России, что его смена действительно потребует нового лица. За последние месяцы были последовательно заменены послы в трёх важнейших для нас государствах — США, Германии и Франции. Настало время министра?
Конечно, перевернуть страницы в наших отношениях с тем же Западом было бы проще с новым министром. И отставка Лаврова воспринималась бы как прямой сигнал, демонстрация воли к переменам и пересмотрам, поиску точек соприкосновения.
А вот кто сможет Лаврова заменить в его помпезном кабинете? Эта интрига может долго занимать наблюдателей, учитывая стиль Путина при назначениях.