Развитие внутреннего и въездного туризма станет главным приоритетом в работе назначенной главы Ростуризма Зарины Догузовой. Более того, недостаточное внимание именно к этому направлению отрасли стало одной из основных причин отставки Олега Сафонова, занимавшего пост руководителя агентства на протяжении последних пяти лет.
Увольнение Сафонова состоялось по его собственному желанию, соответствующее распоряжение 5 февраля подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Кроме того, теперь агентство сменило и ведомственное подчинение — вместо Министерства культуры его будет курировать Минэкономразвития.
Как рассказали News.ru знакомые с ситуацией источники в отрасли, одна из критических недоработок предыдущего главы Ростуризма — несистемный подход к развитию потенциала России как объекта мирового туризма прежде всего в распределении выделяемых бюджетных средств.
«Цель сделать Россию привлекательной как для иностранных, так и для наших туристов была поставлена президентом ещё несколько лет назад. Но пока значительного роста показателей в этом направлении не отмечается. Ведь речь идёт не только о красивых пиар-акциях, речь прежде всего о развитии инфраструктуры, коммуникации, логистики, лингвистического обеспечения», — пояснил один из собеседников.
Помимо прочего, как поделился еще один информированный источник в отрасли, у Сафонова был затяжной конфликт с заместителем министра культуры Аллой Маниловой — именно она до сих пор курировала в ведомстве Ростуризм.
«Конечно, это не добавило ему политических очков», — резюмировал собеседник.
В свою очередь, политолог Алексей Мартынов убеждён, что в сложившейся ситуации ведомственное переподчинение — абсолютно логичный шаг.
«Туризм — это особая отрасль, которая при грамотном подходе является бюджетообразующей для страны. И это вопрос чисто экономический. Для многих стран мира это одна из важных статей наполнения государственной казны. При наших рекреационных возможностях, богатстве природы, истории это должно быть именно так», — уверен Мартынов.
Эксперт также считает, что этому аспекту уделялось недостаточное внимание. Кроме классических туристических мест, пока ничего всерьёз не развивается. Главные объекты массового посещения — по-прежнему Москва, Санкт-Петербург и с недавних пор Сочи, радикально обновлённый к зимней Олимпиаде-2014. В регионах зачастую нет налаженной инфраструктуры, по многим параметрам маршруты и локации не соответствуют современным условиям.
При этом, как демонстрирует статистика, в тех странах, где внутреннему туризму уделяется большее внимание, вклад туротрасли в ВВП достигает не менее 10%. В России же этот показатель, по экспертным оценкам, составляет около 1,6%. В 2011 году впервые была сформирована специальная федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ». Рассчитана она была до 2018 года, а на ее реализацию был заложен 141 млрд рублей, из них 40 млрд — бюджетные деньги, а остальное — частные инвестиции.
Однако еще за два года до окончания срока действия исполнение ФЦП подверглось критике со стороны главы государства. В 2016 году, выступая на форуме ОНФ, Владимир Путин заметил, что расход федеральных средств «в ряде случаев не контролируется, а просто отдаётся на откуп региональным властям». В этом же году Счётная палата установила, что за всё это время не был создан ни один из 16 запланированных туристических кластеров.
Повис в воздухе еще один проект агентства — так называемая электронная путевка. По замыслу инициаторов, это должно было стать инструментом контроля отрасли, так как вся информация о действиях туроператоров по покупке и бронированию туров должна была собираться в единой базе данных, доступной непосредственно для туристов. Стоимость технической разработки проекта составила 500 млн рублей.
Начать функционировать «электронная путевка» должна была еще в начале 2018 года. Однако этого не произошло — пока так и не появилось необходимых для ее внедрения нормативных актов.
Чувствительным ударом по отрасли стало банкротство и уход с рынка нескольких крупнейших туроператоров — «Натали Турс», «Жемчужная река» и десятков средних и более мелких фирм. Это сильно повлияло и на простых туристов — многих приходилось эвакуировать с курортов за счёт средств ассоциации «Турпомощь», и люди попросту оставались без денег и полноценного отдыха.
В последние годы, по данным агентства «ТурСтат», в Россию чаще всего едут из стран СНГ (Украина, Молдавия, Казахстан, Армения, Азербайджан). Из стран дальнего зарубежья — это Китай, Польша, Финляндия, Вьетнам. Однако популярность российского направления среди постсоветских республик не всегда вызвана исключительно туристическими мотивами — как правило, люди едут к родственникам или на заработки.
Всплеск въездного туризма произошёл в прошлом году благодаря проведению чемпионата мира по футболу. На 40% вырос турпоток из Южной Кореи, на треть больше туристов приехало из Вьетнама. Заметно больше немцев посетили Россию — их количество выросло на 10%. Однако даже это не изменило главный тренд — в Россию по-прежнему едут главным образом из СНГ.
По убеждению Алексея Мартынова, если въездной и внутренний туризм станет приоритетным направлением, сродни крупнейшим нацпроектам, всю необходимую инфраструктуру очень скоро можно вывести на современный уровень.