Присуждение российским воинским частям названий городов Украины, Польши и Германии, которые они освободили от фашистов во время Великой Отечественной войны, в Киеве восприняли как план к захвату украинских территорий. Ряд экспертов указывают на несвоевременность шага, другие подчеркивают, что дань исторической памяти не должна зависеть от чьих-то противостояний в «головном мозге».
Указ Путина о почётном наименовании ряда российских полков стал «чётким сигналом нам и миру».
«Агрессивная» Россия «не собирается останавливаться на Донбассе и Крымском полуострове», заявил на своей странице в Facebook начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко. Таким образом, Москва «маркирует» чужие территории и «озвучивает претензии на земли других народов», добавил он. Своими решениями россияне продолжают давнюю традицию — «воровать чужую историю и славу», полагает Муженко.
О том, что указ выдает «реальные планы по захвату Украины», заявил в комментарии RT и представитель Радикальной партии. Новую волну антироссийской истерии в связи с указом ожидает и партия «Народный фронт». Можно считать, что «Путин сделал подарок украинскому руководству», подчеркнула партия.
В Минобороны Украины с формулировкой — «подарок» — не согласились: «Это знак для глубоких переговоров или троллинг?» — задались вопросом в ведомстве. Поскольку о налаживании диалога «не может быть и речи», остаётся воспринимать это «как плохую шутку», подчеркнули в военном ведомстве страны.
Напомним, 30 июня Владимир Путин подписал указ, согласно которому 11 подразделений российской армии получили почётные названия различных городов, в том числе украинских, польских и белорусских. Так, в честь украинских городов названы 6-й танковый полк, который стал гвардейским Львовским, 68-й полк, получивший название гвардейского Житомирско-Берлинского, и 163-й — гвардейский Нежинский.
Ряд подразделений будут именоваться названиями городов Польши. Это 381-й полк, ставший гвардейским Варшавским артиллерийским полком, 150-я мотострелковая дивизия, теперь именуемая Идрицко-Берлинской, и 400-й самоходный артиллерийский полк, который теперь называется Трансильванским.
Названия белорусских городов закрепятся в наименовании 90-й гвардейской танковой Витебско-Новгородской дивизии, 856-го гвардейского самоходного артиллерийского Кобринского полка и 102-го мотострелкового Слонимско-Померанского полка.
Почётные наименования присваиваются по традиции, когда военным частям, освобождавшим тот или иной город, присуждают имя этого населённого пункта. Таким образом, сохраняется память о событиях Великой Отечественной войны. Кроме того, это поможет сберечь «славные воинские исторические традиции», подчёркивается в указе.
Почему же украинский истеблишмент воспринял в штыки, казалось бы, вполне понятную дань исторической памяти?
Понятно, что присвоение званий воинским частям связано с историей Великой Отечественной войны. Однако на Украине это рассматривается как намёк, что это якобы общая страна. Я бы назвал это «троллингом украинских патриотов». Они всё рассуждают о том, чтобы Россию переименовать в Московию, но пока шли разговоры, в России взяли и переименовали танковые полки в честь украинских городов. Что касается большинства жителей Украины, вряд ли им это будет интересно, разве что «согреет душу» ветеранам.
Украина фактически находится в состоянии если не военной, то политической и экономической войны с Россией. И хотя есть объяснение, что указ связан с событиями Второй мировой войны, наименование любых российских военных частей названиями украинских городов будет вызывать недоверие, раздражение и разочарование. Конечно, это внутреннее дело России, но шаг этот сделан не вовремя с точки зрения военно-украинских отношений. В данный момент это даже против российских интересов, поскольку шаг будет использован как элемент дальнейшей дискредитации позиции России, а также как элемент усиления социального противостояния между украинским и российским обществом. Да, Россия назвала воинские части также белорусскими и немецкими городами, но с Белоруссией и Германией у России нет открытого противостояния.
Что значит, сделано несвоевременно? Мы что, должны разрешения спрашивать? У нас нет никакого противостояния. Мы уважаем братский украинский народ, историю. Это у них там противостояние в головном мозге… Если они там памятники свергают, всё переименовывают… Их не интересует, что у нас есть Киевский вокзал, гостиница «Украина»… У мракобесов своя логика. Мы же эти города освобождали от фашистов. А у них Бандера в голове. Не стоит забывать также, что у них дело к выборам идёт. Все их забыли, даже Трамп едет поближе к Санкт-Петербургу, родному городу Владимира Владимировича, чтобы ему удобнее было.
Это восстановление исторической памяти полков, восстановление исторической справедливости. Названия городов, которые освобождали полки, было присвоено им ещё указом Сталина. Ничего нового Путин здесь не изобрёл. Возражения, что это якобы претензии на территорию Украины, слышать странно, потому что полки названы также в честь белорусских, польских и других городов. Это что, тоже претензии?